пятница, 28 октября 2011 г.

FAQ по выделенным полосам

Хотел уже давно написать некоторую правильную точку зрения на ситуацию с выделенными полосами, да все никак не мог собраться с мыслями, зато это сделал Quantum Rex и как всегда подробно и хорошо. Я бы с удовольствием расшарил это все в своем канале на Google Reader, но из-за смены компьютера не обладаю такой технической возможностью, да и еще скоро прикроют всю социальную надстройку Ридера, так что я не знаю, как вообще дальше делиться друг с другом новостями - предлагайте варианты. Делать реблоггинг - не в моем стиле, хотя этот пост в любом случае стоило опубликовать мне, так что читайте.

Оригинал поста FAQ по выделенным полосам - http://q-rex.livejournal.com/81176.html




Нашествие на Москву выделенных полос для общественного транспорта было встречено ожидаемой волной негодования от тех, кого потеснили — водителей. При этом многие до сих пор пребывают в плену собственных заблуждений и разбираться в ситуации не хотят. Попробую это исправить...

В: Почему перед введением полос не проводился референдум, не было общественного обсуждения, не представили заранее проекты самих полос?

О: На этот вопрос очень много ответов. Самая простая и наиболее близкая к истине версия — мэр потребовал срочно, а мнение народа в таких случаях никто не спрашивает.

Боюсь, этот ответ никого не устроит, так что попробую объяснить с полным раскрытием темы.

1. В настоящий момент власти не располагают такими ресурсами, которые нужны, чтобы «провести» весь комплекс полос через общественность. Значит, из бюджета города надо выделить деньги на организацию всех сопутствующих мероприятий. А именно: нанять людей, которые будут публиковать всю информацию в интернете; нанять людей, которые будут проводить слушания и подробно объяснять каждому желающему суть проекта; оплатить проведение информационной кампании; нанять людей, которые потом разгребут все полученные отзывы и сформируют из них пакет замечаний и предложений для дальнейшей работы. И так — по каждой полосе и столько раз, пока она не будет окончательно утверждена или окончательно отвергнута.

Как результат — активисты будут жаловаться на трату денег из городского бюджета. При этом власть скорее всего не упустит возможности решить вопрос поскорее и провести слушания традиционным полужульническим способом в свою пользу. В этом случае активисты будут уже не просто жаловаться, а истерить — потому что итог такой же, как и вообще без слушаний, только ещё и деньги потрачены.

2. Увы и ах, но времени на подобные занятия банально не осталось. Москва катастрофически отстаёт от транспортных потребностей и при таком подходе не догонит их никогда. Потому что некоторые полосы будут утверждены в любом случае — только с потерей кучи времени, а большая часть будет вообще отменена, потому что люди не готовы идти на компромиссы и из чувства эгоизма неспособны поступиться чем-то сейчас ради того, чтобы выиграть в будущем. Наш менталитет в принципе отвергает всё долгосрочное.

— Почему нельзя вводить полосы постепенно — сначала одну, потом на основе полученного опыта вторую и т.д.?

По той же причине — времени нет, ситуацию нужно разруливать немедленно. Опыт использования одной полосы уже есть (на Волоколамском шоссе), и нынешняя команда справедливо посчитала, что двух лет эксплуатации этой полосы достаточно.

Если говорить о привыкании водителей к новым условиям, то они в любом случае будут какое-то время привыкать — хоть одну полосу сделай, хоть десять.

— Без серьёзных и неотвратимых штрафов выделенные полосы бесполезны — самые хитрозадые будут по ним объезжать всю пробку. Пока ГИБДД не решит эту проблему, полосы будут лишь вредить.

Для начала стоит разъяснить что там со штрафами. Сейчас в ПДД есть два несовпадающих определения выделенных полос:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

И горизонтальная разметка:

1.23 - обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств.

Выходит, что размеченная полоса без знаков не запрещена для въезда и парковки. Это значит, что пока знаки не висят, на неё можно легально попасть через место въезда и продолжать движение либо припарковаться у обочины, не нарушив правил. Штраф в этой ситуации можно получить лишь за пересечение сплошной — КоАП 12.16.1, 300 рублей или предупреждение.

В случае же с полноценно действующей полосой сейчас действует та же статья КоАП с таким же наказанием.

Но! С 1 июля 2012 года в кодексе появляется специальная ответственность за нарушение выделенной полосы — к статье 12.17 добавляются следующие части:

11. Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, — влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
12. Нарушение, предусмотренное частью 11 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечёт наложение административного штрафа в размере трёх тысяч рублей.

Меня уже спрашивали, почему полосы нельзя ввести уже после начала действия «трёхтысячного» штрафа — чтобы уж точно никому неповадно было по полосе ездить? Ответом здесь будет всё тот же аргумент про время: если власти будут тупо ждать полгода, то ситуация на дорогах будет продолжать ухудшаться, а от жителей города будут сыпаться претензии по поводу бездействия.

Даже если взять за точку отсчёта некий «День Икс», то всё равно к нему необходимо готовиться — полосы размечать заранее, опять же проводить информационную кампанию. И даже в этом случае немало времени уйдёт на адаптацию, не говоря уже о скандалах «я случайно заехал, а меня уже на три тысячи грабят!»

А так полосы мы имеем уже сейчас, и дисциплинируют водителей они уже сейчас. Устанавливаемые комплексы фиксации позаботятся о штрафах — так что даже за 300 рублей можно на такую сумму наездить, что потом умничать расхочется. К июлю уж точно все полосы ими оснастят, а реально так гораздо раньше.

— Полосы сделаны для галочки, чтобы поскорее отчитаться о внедрении инновационных мировых нанотехнологий, а на деле они абсолютно бесполезны, ухудшают дорожную обстановку и провоцируют тот самый коллапс, для разрешения которого должны служить!

А с чего вы взяли, что на рисовании полос всё закончится, а дальше будет как обычно? Если вас лично никто не уведомил обо всём многообразии планируемых мероприятий, то это не значит, что их не будет вовсе. Как говорится — дуракам полработы не показывают.

— Надо было сначала сделать все необходимые развязки, построить новые мосты через реку и ж/д, добавить связей между районами и решить все острые вопросы дорожной сети, а вместо этого жулики и воры послали таджиков с ведром краски, которые за ночь намалевали кое-как эти полосы — и всё, типа транспортная проблема Москвы решена!

Опять же, никто не говорил, что наша дорожная сеть идеальна, и в городе нечем более важным заняться. Я и сам ярый сторонник строительства важных развязок, мостов и т.д. Всё же по плотности дорожной сети при плотности населения и количестве автомобилей мы отстаём чуть ли не от всех мировых мегаполисов, и это позор.

Но проблема в том, что полосы вводить всё равно придётся, и если этого не сделать сейчас, а заниматься другими дорожными проблемами, то мы так принципиально ничего не добьёмся — в нынешних условиях новые дороги суть новые пространства для пробок. На решение перечисленных проблем уйдёт ещё лет десять, к исходу которых ещё больше людей пересядут на машины, пробки останутся те же, а толкового наземного общественного транспорта так и не будет. Автобусы будут продолжать возить «трёх бабушек» и стоять в рукотворных пробках.

Вместо этого город сначала приведёт в порядок общественный транспорт, создаст вменяемую альтернативу, и вот тогда новые развязки и дороги будут наконец опережать потребности, а не отставать от них уже на момент пуска как сейчас.

— Всем очевидно, что полосы в данный момент бесполезны и лишь усугубляют пробки. А стоящие в них люди не могут пересесть на общественный транспорт, потому что он по совокупности всё так же медленнее и дороже автомобиля как раньше. Надо было сначала сделать новую маршрутную сеть, купить новые автобусы, и лишь потом делать полосы.

К сожалению, это так. Пока полосы работают на перспективу, а прямо сейчас больше вредят, чем приносят пользы. Но их нельзя делать в последнюю очередь, как нельзя сначала возвести дом, а потом строить под ним фундамент.

Выделенные полосы сейчас — это та самая печка, от которой будет плясать вся транспортная реформа. Новые маршруты будут разрабатываться уже исходя из реалий созданных полос, а не по условным прикидкам. Ведь по стоящим в общем потоке при глухой пробке автобусам сложно понять, как сделать маршруты лучше, а штатных предсказателей и телепатов при «Мосгортрансе», увы, нет.

Новые автобусы уже закупаются тысячами, и заставлять их стоять в общих пробках — неразумно. На них бы всё равно никто не пересел, пока невозможно предсказать время ожидания на остановке и время в пути.

— Пропускная способность проспекта в любом случае больше, чем провозная способность транспорта на выделенной полосе. Более того, ввод полосы ухудшает пропускную способность остальной дороги сильнее, чем она сама может обеспечить. А по факту один автобус с турникетом, проезжающий по полосе раз в двадцать минут с тремя бабками — самое неэффективное транспортное решение в принципе.

1. Пропускная способность правой полосы никогда не была такой же, как у остальных полос из-за припаркованных вёдер, которые в момент своих манёвров мешали соседним полосам, а вынужденные их объезжать автобусы и троллейбусы мешали уже практически всем.

2. Никто не считает эффективность транспортной системы по куску дороги, где она проходит. В текущий момент времени действительно полосы перевозят меньше, чем условно «отняли» (хотя это и весьма спорно), но это не значит, что такая же ситуация на всех участках дороги и она будет такой всегда. В любом случае, нельзя сделать такую полосу, явный положительный эффект от которой будет в тот же день или даже в тот же месяц.

3. Выделенные полосы решают пока другую задачу, нежели заместить ту пропускную способность, которая была потеряна некоторыми трассами. Сейчас полосы работают в первую очередь на то, чтобы добиться соблюдения расписания маршрутов и на то, чтобы время поездки было предсказуемым.

Через некоторое время система устаканится и с вводом новых маршрутов полосы будут привлекать больше людей, на линию будут выпускать больше подвижного состава, а значит улучшатся одновременно и провозная способность полосы, и пропускная способность остальной дороги, на которой станет меньше автомобилей.

— Выделенные полосы проектировали безмозглые дятлы и рисовали обезьяны из ГИБДД. Какой от них может быть прок при таких исходных данных?

Наивная претензия. Полосы проектировал Департамент транспорта после обильных консультаций с вашим ненаглядным Блинкиным и прочими транспортными светилами и не очень. Каждый отрезок каждой полосы прорабатывался и утверждался, это было дело не одного дня и даже не одной недели. Так что обошлось без фауны, всё сделано адекватными людьми.

— Из-за выделенных полос произошёл настоящий транспортный коллапс — пробки 10 баллов!

На момент появления данных криков полностью действовали всего три (!) полосы — на Волоколамке, кусок по Андропова и на Ленинградском проспекте. Остальные полосы были лишь размечены, но в эксплуатацию не введены (см. выше). Заявлять, что именно из-за этих полос в Москве 10 баллов — клоунство.

— Есть полосы на тех трассах, где никогда не ходили автобусы!

Ну слушайте, это несерьёзно. Весь интернет уже загадили этой идиотской истерикой, которая не выдерживает элементарной проверки. Есть одна (целая одна!) полоса среди всех — это которая по Живописному мосту, Краснопресненскому проспекту и Звенигородскому шоссе — где на момент нанесения разметки (даже знаков ещё не было) действительно не было маршрутов общественного транспорта.

Но это же не значит, что её от балды нарисовали! Что вы как дети малые, в самом деле. Через неделю там пустили мосгортрансовскую маршрутку Fiat Ducato — на первое время всё равно на целый автобус пассажиров не наберётся. Теперь уже будут нормальные автобусы, потому что Фиатов стало не хватать.

— И всё же очень много косяков и проблемных мест. На мостах, например, никто никогда не парковался, а выделенную полосу всё равно сделали. А кое где из-за выделенки осталось всего две полосы, из них левая только на поворот — это издевательство!

Полосы делались исходя из догмата о том, что они должны быть на всём протяжении маршрута, за исключением перекрёстков и развязок. Сам догмат непогрешим и не обсуждается, поэтому можно рассматривать лишь прочие частности.

По результатам начала эксплуатации полос где-то будут скорректированы пунктиры на правый поворот и, соответственно, выезд с прилегающей дороги через полосу на магистраль. Возможно, где-то немного передвинут место начала/окончания полосы. Не более того.

Что касается тех мест, где выделенка действительно отняла важную часть дороги — здесь, увы, ничего не поделаешь. Приходится идти на жертвы. Нельзя пожарить яичницу, не разбив яиц. Скорее всего, в отдельных случаях хорошо подумают и изыщут резервы для лишней автомобильной полосы.

— Полосы в нынешнем виде — туфта. Их нет там, где оны нужны и есть там, где они не нужны.

1. Нет сейчас, но будут потом. Не всё сразу — есть ещё план на 2012 год.
2. Что значит не нужны? Ненужных полос нет, все они работают на то, что сев в любой автобус, троллейбус или трамвай, ты будешь ехать, а не стоять в пробке. В долгосрочной перспективе это значительно повысит имидж «Мосгортранса» и города в целом.

— Мне не нравится «Мосгортранс». Это совковая организация, которая возит людей в скотовозах с наплевательским отношением. Я скорее удавлюсь, чем променяю своё кожаное кресло и аудиосистему Bang&Olufsen на стояние под дождём на остановке и поездку в неотапливаемом драндулете.

Ничем помочь не могу. МГТ при всех его прелестях пока является единственным системным перевозчиком в Москве, и никакие частные шансон-маршрутки даже рядом не лежали.

В перспективе будет налажена система выставления маршрутов на конкурс, где победивший берёт на себя обязательство возить людей на подвижном составе заранее оговорённых характеристик, по заранее оговорённому графику, с валидаторами и продажей единых для всего города билетиков. Посмотрим, как это заработает — есть непраздные опасения, что частники со своей повышенной хитрозадостью будут пытаться мухлевать (покупать китайщину, игнорить городскую систему оплаты проезда и сваливать с маршрута во внепик когда никто не видит).

— Почему я должен стоять в пробке, пока кто-то с ветерком едет мимо на автобусе? Это несправедливость и дискриминация!

Увы, но высокопарные отсылки к гарантированному конституцией равноправию здесь не работают. В Москве 80% поездок совершается на общественном транспорте, и все эти люди хотели бы нормально ездить в автобусах, троллейбусах и трамваях, но не могли из-за пробок.

К тому же, у вас теперь всегда будет выбор — ехать медленно на машине или быстро на общественном транспорте.

— Выделенные полосы придуманы жуликами и ворами, чтобы дать себе возможность свободно ездить с мигалкой уже по всему городу, а не только по Кутузовскому и Большому Каменному мосту!

Теории заговора — такие теории заговора... Разумеется, это всё глупости. Упрощённо, мэр поручил заняться транспортным вопросом, Департамент транспорта сказал, что надо делать полосы — их и сделали. (подробности я уже выше расписал)

Мигалки получили право ехать по полосе лишь постольку, поскольку они его и так имели (при включении мигалки её обладатель имеет право вообще игнорировать ПДД и ехать хоть по выделенным полосам, хоть — поперёк дороги).

— Всё равно с мигалками надо что-то делать, они провоцируют обострение классовой розни!

К сожалению, городская администрация над этим никак не властна. Собянин конечно может потребовать от «своих» не пользоваться лакомыми выделенными полосами, а стоять со всеми дружно в пробке. Но на федеральных чиновников он повлиять не может.

Хоронить весь наземный общественный транспорт из-за каких-то там блатных мигалок — много чести. А обострённые автолюбители пускай как раз против самих мигалок борются, а не против общественно полезных выделенных полос.

— Власти лишь добьются того, что окончательно настроят водителей против общественного транспорта, и автобусы больше не станут так легко пропускать для перестроений для левого поворота, как сейчас.

Уверен, что далеко не все водители настроены резко против. Я лично рад больше не толкаться с транспортом в общем потоке.

Что касается самих перестроений, то их число будет сведено к минимуму — в большинстве мест транспорту сделают персональный левый поворот.

Правда, на том же Ленинградском проспекте лишний светофор, разумеется, не поставишь, поэтому там вынужденные перестроения останутся, но, знаете, автомобилю с автобусом или троллейбусом бодаться слабо — не та весовая категория. Распихать баранов будет несложно. А если отдельные автоуроды будут упорствовать и провоцировать ДТП, то в случае оного сотня опаздывающих на работу пассажиров дружно отвесят таких люлей, что в следующий раз будет неповадно.

© quantum
Фото автора

Подписаться на этот блог: RSS | Трансляция в ЖЖ | Твиттер

Комментариев нет: