Хотел уже давно написать некоторую правильную точку зрения на ситуацию с выделенными полосами, да все никак не мог собраться с мыслями, зато это сделал Quantum Rex и как всегда подробно и хорошо. Я бы с удовольствием расшарил это все в своем канале на Google Reader, но из-за смены компьютера не обладаю такой технической возможностью, да и еще скоро прикроют всю социальную надстройку Ридера, так что я не знаю, как вообще дальше делиться друг с другом новостями - предлагайте варианты. Делать реблоггинг - не в моем стиле, хотя этот пост в любом случае стоило опубликовать мне, так что читайте.
Оригинал поста FAQ по выделенным полосам - http://q-rex.livejournal.com/81176.html
О: На этот вопрос очень много ответов. Самая простая и наиболее близкая к истине версия — мэр потребовал срочно, а мнение народа в таких случаях никто не спрашивает. По той же причине — времени нет, ситуацию нужно разруливать немедленно. Опыт использования одной полосы уже есть (на Волоколамском шоссе), и нынешняя команда справедливо посчитала, что двух лет эксплуатации этой полосы достаточно. Для начала стоит разъяснить что там со штрафами. Сейчас в ПДД есть два несовпадающих определения выделенных полос: 18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе. И горизонтальная разметка: 1.23 - обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств. Выходит, что размеченная полоса без знаков не запрещена для въезда и парковки. Это значит, что пока знаки не висят, на неё можно легально попасть через место въезда и продолжать движение либо припарковаться у обочины, не нарушив правил. Штраф в этой ситуации можно получить лишь за пересечение сплошной — КоАП 12.16.1, 300 рублей или предупреждение. 11. Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе в нарушение Правил дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, — влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. Меня уже спрашивали, почему полосы нельзя ввести уже после начала действия «трёхтысячного» штрафа — чтобы уж точно никому неповадно было по полосе ездить? Ответом здесь будет всё тот же аргумент про время: если власти будут тупо ждать полгода, то ситуация на дорогах будет продолжать ухудшаться, а от жителей города будут сыпаться претензии по поводу бездействия. А с чего вы взяли, что на рисовании полос всё закончится, а дальше будет как обычно? Если вас лично никто не уведомил обо всём многообразии планируемых мероприятий, то это не значит, что их не будет вовсе. Как говорится — дуракам полработы не показывают. Опять же, никто не говорил, что наша дорожная сеть идеальна, и в городе нечем более важным заняться. Я и сам ярый сторонник строительства важных развязок, мостов и т.д. Всё же по плотности дорожной сети при плотности населения и количестве автомобилей мы отстаём чуть ли не от всех мировых мегаполисов, и это позор. К сожалению, это так. Пока полосы работают на перспективу, а прямо сейчас больше вредят, чем приносят пользы. Но их нельзя делать в последнюю очередь, как нельзя сначала возвести дом, а потом строить под ним фундамент. 1. Пропускная способность правой полосы никогда не была такой же, как у остальных полос из-за припаркованных вёдер, которые в момент своих манёвров мешали соседним полосам, а вынужденные их объезжать автобусы и троллейбусы мешали уже практически всем. Наивная претензия. Полосы проектировал Департамент транспорта после обильных консультаций с вашим ненаглядным Блинкиным и прочими транспортными светилами и не очень. Каждый отрезок каждой полосы прорабатывался и утверждался, это было дело не одного дня и даже не одной недели. Так что обошлось без фауны, всё сделано адекватными людьми. На момент появления данных криков полностью действовали всего три (!) полосы — на Волоколамке, кусок по Андропова и на Ленинградском проспекте. Остальные полосы были лишь размечены, но в эксплуатацию не введены (см. выше). Заявлять, что именно из-за этих полос в Москве 10 баллов — клоунство. Ну слушайте, это несерьёзно. Весь интернет уже загадили этой идиотской истерикой, которая не выдерживает элементарной проверки. Есть одна (целая одна!) полоса среди всех — это которая по Живописному мосту, Краснопресненскому проспекту и Звенигородскому шоссе — где на момент нанесения разметки (даже знаков ещё не было) действительно не было маршрутов общественного транспорта. Полосы делались исходя из догмата о том, что они должны быть на всём протяжении маршрута, за исключением перекрёстков и развязок. Сам догмат непогрешим и не обсуждается, поэтому можно рассматривать лишь прочие частности. 1. Нет сейчас, но будут потом. Не всё сразу — есть ещё план на 2012 год. Ничем помочь не могу. МГТ при всех его прелестях пока является единственным системным перевозчиком в Москве, и никакие частные шансон-маршрутки даже рядом не лежали. Увы, но высокопарные отсылки к гарантированному конституцией равноправию здесь не работают. В Москве 80% поездок совершается на общественном транспорте, и все эти люди хотели бы нормально ездить в автобусах, троллейбусах и трамваях, но не могли из-за пробок. Теории заговора — такие теории заговора... Разумеется, это всё глупости. Упрощённо, мэр поручил заняться транспортным вопросом, Департамент транспорта сказал, что надо делать полосы — их и сделали. (подробности я уже выше расписал) К сожалению, городская администрация над этим никак не властна. Собянин конечно может потребовать от «своих» не пользоваться лакомыми выделенными полосами, а стоять со всеми дружно в пробке. Но на федеральных чиновников он повлиять не может. Уверен, что далеко не все водители настроены резко против. Я лично рад больше не толкаться с транспортом в общем потоке. © quantum
Нашествие на Москву выделенных полос для общественного транспорта было встречено ожидаемой волной негодования от тех, кого потеснили — водителей. При этом многие до сих пор пребывают в плену собственных заблуждений и разбираться в ситуации не хотят. Попробую это исправить...
В: Почему перед введением полос не проводился референдум, не было общественного обсуждения, не представили заранее проекты самих полос?
Боюсь, этот ответ никого не устроит, так что попробую объяснить с полным раскрытием темы.
1. В настоящий момент власти не располагают такими ресурсами, которые нужны, чтобы «провести» весь комплекс полос через общественность. Значит, из бюджета города надо выделить деньги на организацию всех сопутствующих мероприятий. А именно: нанять людей, которые будут публиковать всю информацию в интернете; нанять людей, которые будут проводить слушания и подробно объяснять каждому желающему суть проекта; оплатить проведение информационной кампании; нанять людей, которые потом разгребут все полученные отзывы и сформируют из них пакет замечаний и предложений для дальнейшей работы. И так — по каждой полосе и столько раз, пока она не будет окончательно утверждена или окончательно отвергнута.
Как результат — активисты будут жаловаться на трату денег из городского бюджета. При этом власть скорее всего не упустит возможности решить вопрос поскорее и провести слушания традиционным полужульническим способом в свою пользу. В этом случае активисты будут уже не просто жаловаться, а истерить — потому что итог такой же, как и вообще без слушаний, только ещё и деньги потрачены.
2. Увы и ах, но времени на подобные занятия банально не осталось. Москва катастрофически отстаёт от транспортных потребностей и при таком подходе не догонит их никогда. Потому что некоторые полосы будут утверждены в любом случае — только с потерей кучи времени, а большая часть будет вообще отменена, потому что люди не готовы идти на компромиссы и из чувства эгоизма неспособны поступиться чем-то сейчас ради того, чтобы выиграть в будущем. Наш менталитет в принципе отвергает всё долгосрочное.
Если говорить о привыкании водителей к новым условиям, то они в любом случае будут какое-то время привыкать — хоть одну полосу сделай, хоть десять.
Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.
В случае же с полноценно действующей полосой сейчас действует та же статья КоАП с таким же наказанием.
Но! С 1 июля 2012 года в кодексе появляется специальная ответственность за нарушение выделенной полосы — к статье 12.17 добавляются следующие части:
12. Нарушение, предусмотренное частью 11 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечёт наложение административного штрафа в размере трёх тысяч рублей.
Даже если взять за точку отсчёта некий «День Икс», то всё равно к нему необходимо готовиться — полосы размечать заранее, опять же проводить информационную кампанию. И даже в этом случае немало времени уйдёт на адаптацию, не говоря уже о скандалах «я случайно заехал, а меня уже на три тысячи грабят!»
А так полосы мы имеем уже сейчас, и дисциплинируют водителей они уже сейчас. Устанавливаемые комплексы фиксации позаботятся о штрафах — так что даже за 300 рублей можно на такую сумму наездить, что потом умничать расхочется. К июлю уж точно все полосы ими оснастят, а реально так гораздо раньше.
Но проблема в том, что полосы вводить всё равно придётся, и если этого не сделать сейчас, а заниматься другими дорожными проблемами, то мы так принципиально ничего не добьёмся — в нынешних условиях новые дороги суть новые пространства для пробок. На решение перечисленных проблем уйдёт ещё лет десять, к исходу которых ещё больше людей пересядут на машины, пробки останутся те же, а толкового наземного общественного транспорта так и не будет. Автобусы будут продолжать возить «трёх бабушек» и стоять в рукотворных пробках.
Вместо этого город сначала приведёт в порядок общественный транспорт, создаст вменяемую альтернативу, и вот тогда новые развязки и дороги будут наконец опережать потребности, а не отставать от них уже на момент пуска как сейчас.
Выделенные полосы сейчас — это та самая печка, от которой будет плясать вся транспортная реформа. Новые маршруты будут разрабатываться уже исходя из реалий созданных полос, а не по условным прикидкам. Ведь по стоящим в общем потоке при глухой пробке автобусам сложно понять, как сделать маршруты лучше, а штатных предсказателей и телепатов при «Мосгортрансе», увы, нет.
Новые автобусы уже закупаются тысячами, и заставлять их стоять в общих пробках — неразумно. На них бы всё равно никто не пересел, пока невозможно предсказать время ожидания на остановке и время в пути.
2. Никто не считает эффективность транспортной системы по куску дороги, где она проходит. В текущий момент времени действительно полосы перевозят меньше, чем условно «отняли» (хотя это и весьма спорно), но это не значит, что такая же ситуация на всех участках дороги и она будет такой всегда. В любом случае, нельзя сделать такую полосу, явный положительный эффект от которой будет в тот же день или даже в тот же месяц.
3. Выделенные полосы решают пока другую задачу, нежели заместить ту пропускную способность, которая была потеряна некоторыми трассами. Сейчас полосы работают в первую очередь на то, чтобы добиться соблюдения расписания маршрутов и на то, чтобы время поездки было предсказуемым.
Через некоторое время система устаканится и с вводом новых маршрутов полосы будут привлекать больше людей, на линию будут выпускать больше подвижного состава, а значит улучшатся одновременно и провозная способность полосы, и пропускная способность остальной дороги, на которой станет меньше автомобилей.
Но это же не значит, что её от балды нарисовали! Что вы как дети малые, в самом деле. Через неделю там пустили мосгортрансовскую маршрутку Fiat Ducato — на первое время всё равно на целый автобус пассажиров не наберётся. Теперь уже будут нормальные автобусы, потому что Фиатов стало не хватать.
По результатам начала эксплуатации полос где-то будут скорректированы пунктиры на правый поворот и, соответственно, выезд с прилегающей дороги через полосу на магистраль. Возможно, где-то немного передвинут место начала/окончания полосы. Не более того.
Что касается тех мест, где выделенка действительно отняла важную часть дороги — здесь, увы, ничего не поделаешь. Приходится идти на жертвы. Нельзя пожарить яичницу, не разбив яиц. Скорее всего, в отдельных случаях хорошо подумают и изыщут резервы для лишней автомобильной полосы.
2. Что значит не нужны? Ненужных полос нет, все они работают на то, что сев в любой автобус, троллейбус или трамвай, ты будешь ехать, а не стоять в пробке. В долгосрочной перспективе это значительно повысит имидж «Мосгортранса» и города в целом.
В перспективе будет налажена система выставления маршрутов на конкурс, где победивший берёт на себя обязательство возить людей на подвижном составе заранее оговорённых характеристик, по заранее оговорённому графику, с валидаторами и продажей единых для всего города билетиков. Посмотрим, как это заработает — есть непраздные опасения, что частники со своей повышенной хитрозадостью будут пытаться мухлевать (покупать китайщину, игнорить городскую систему оплаты проезда и сваливать с маршрута во внепик когда никто не видит).
К тому же, у вас теперь всегда будет выбор — ехать медленно на машине или быстро на общественном транспорте.
Мигалки получили право ехать по полосе лишь постольку, поскольку они его и так имели (при включении мигалки её обладатель имеет право вообще игнорировать ПДД и ехать хоть по выделенным полосам, хоть — поперёк дороги).
Хоронить весь наземный общественный транспорт из-за каких-то там блатных мигалок — много чести. А обострённые автолюбители пускай как раз против самих мигалок борются, а не против общественно полезных выделенных полос.
Что касается самих перестроений, то их число будет сведено к минимуму — в большинстве мест транспорту сделают персональный левый поворот.
Правда, на том же Ленинградском проспекте лишний светофор, разумеется, не поставишь, поэтому там вынужденные перестроения останутся, но, знаете, автомобилю с автобусом или троллейбусом бодаться слабо — не та весовая категория. Распихать баранов будет несложно. А если отдельные автоуроды будут упорствовать и провоцировать ДТП, то в случае оного сотня опаздывающих на работу пассажиров дружно отвесят таких люлей, что в следующий раз будет неповадно.
Фото автора
Подписаться на этот блог: RSS | Трансляция в ЖЖ | Твиттер
Комментариев нет:
Отправить комментарий