вторник, 10 ноября 2009 г.

Мы сумеем! Мы сумеем!

«Продюсеры» в театре Et Cetera
5 ноября 2009 года

Сердце мюзиклового фаната заранее было преисполнено радостью перед походом на московскую версию «Продюсеров» в Et Cetera. Постараюсь рассказать вкратце о том, что увидел. Сразу оговорюсь — пересказывать сюжет я не буду, вы можете ознакомиться с подробным описанием мюзикла на сайте Musicals.ru.

Первое чудесное обстоятельство — это, безусловно, живой оркестр (дирижер и музыкальный руководитель проекта — Виктор Луценко), который в таком шикарном мюзикле играет почти главную роль. Речевые пассажи персонажей немыслимы в сочетании с какой-нибудь фонограммой, равно как и с заранее записанными репликами хора. Поэтому оркестр то волочится за мыслью и образом очередного фрика на сцене, то стремглав летит вперед, чтобы обогнать героя — словом, давно я не получал столько удовольствия от настоящего живого звука. Кстати, этой мыслью мы сразу закроем тему цен на билеты, которые, безусловно, высоки и могут быть не по карману многим зрителям. Но живой оркестр всегда стоит дополнительных денег, и он стоит их. Хотя лично для меня приемлемой ценовой категорией являются лишь последние ряды бельэтажа.

Декорации у мюзикла — роскошные, спектакль наконец-то дает суперфункциональной сценической машинерии новой площадки Et Cetera показать себя в истинной красе. Мюзикл поставлен по особой договоренности, поэтому декорации отличаются от бродвейских, хотя делались явно с оглядкой на них. Работает все безотказно, афиши мерцают сотнями ламп, пушки третьего рейха выстреливают в зал ворохом конфетти — красота, да и только! Можно немного не согласиться с преувеличенной «гламурностью» апартаментов Роджера де Бри (действие происходит на фоне совершенно розового задника), но принимая в расчет то, что спектакль был достаточно тонко адаптирован под российскую публику, этот ход художников понятен. Небольшие проблемы были со звуком в начале первого действия — хор пел громко, но неразборчиво, тем самым заглушая выведенных тише солистов. Но затем никаких нареканий работа звукооператора не вызывала (а ведь это очень сложно — миксовать оркестр и тридцать поющих на сцене людей с индивидуальными радиомикрофонами).

Состав основной четверки в наш вечер был следующий: Мазихин — Дружинин — Диевская — Лоскутов. О Юрии Мазихине я в ближайшее время напишу отдельный пост с тегом «герои», а пока скажу, что его исполнение роли Макса Бьялостока — настоящий подарок для зрителей. Следуя сюжетной канве и остроумному либретто, он не упускает возможности похохмить, наполнить своего персонажа своей фирменной изюминкой. И если в начале спектакля в зале местами ощущалось настроение «ну-вот-это-не-Максим-Леонидов», то по прошествии нескольких сцен публика уже была без ума от мазихинского персонажа, а также от очень подобающих ему вокальных данных актера, его дикции и пластики. Он шутя соблазнял старушек-инвесторов, с обезоруживающей улыбкой вселял надежду в бухгалтера Лео Блума, жестко проводил кастинг на роль Гитлера — словом, просто делал своего персонажа совершенно реальным в глазах зрителя. В завершении спектакля Юрий Владимирович окончательно свел с ума зал восхитительным исполнением арии «Обман»(Betrayed), и уж тут ничем не уступал знаменитому бродвейскому исполнителю роли Макса Бьялостока Нэтэну Лэйну. Егор Дружинин в роли Лео очень порадовал — помимо очевидных сперва пластических и хореографических талантов в нем удивительным образом сочетались отличные вокальные и драматические данные, которые на мой взгляд более чем соответствовали роли. Разве что его внешний вид, а именно — гладко выбритая голова — немного шли вразрез с представлением о Лео по фильмам (Джин Уайльдер в 1968 году, Мэттью Бродерик в 2005). Улла в исполнении Наталии Диевской была очень хороша и, если снова вспомнить про фильмы, напомнила специально приглашенную для съемок Уму Турман. Впрочем, трактовка роли у нее была несколько иной, но очень подходящей. А Кирилл Лоскутов в роли Франца Либкинда вообще был идеален — это настоящий бродвейский уровень комической роли. Отдельного упоминания заслуживают Алексей Черных в роли режиссера Роджера де Бри и Григорий Старостин в роли ассистента Кармена Джиа — в этих актерах оказался просто какой-то ядерный реактор, энергия выплескивалась через край, а их эпатаж при этом оставался в уместных рамках. Фантастическая пластика у обоих. И прекрасный мюзикловый вокал.


Сцена «Весна для Гитлера» из мюзикла «Продюсеры». Фото: theproducers.ru

Что касается актеров, задействованных в ансамблевых ролях, то отмечу старательность всех без исключения. Не всегда в массовых танцевальных номерах удавалось добиться синхронности, однако настроение у актеров абсолютно верное, и их старания публика ценит. Очень уверенная, крепкая массовка. Костюмы всем пошили шикарные, разве что опять же немного перестарались с люрексом на форме штурмовиков, да и костюм Гитлера был совсем уж китчевый — то ли побоялись сделать их более приближенными к реальной военной форме, то ли решили придать сцене совсем уж юмористический оттенок.

Кстати о Гитлере. Во время гениальной сцены «Springtime For Hitler» из спектакля по «самой худшей в мире пьесе» я внимательно наблюдал за лицами сидящих в зале людей. Легко и беззаботно смеялось большинство зрителей (причем было видно тех, кто не видел фильмов и не был знаком с сюжетом), остальные всматривались в происходящее с интересом. Сейчас многие из тех, кто не особенно силен в мюзиклах, да и в театре вообще, критикуют театр Et Cetera за «постановку без смысла, стыда и совести» а также за Гитлера и тему геев в лице Роджера де Бри и его ассистента. Дескать, все это аморально и потому не имеет права быть показанным (некоторые добавляют «да еще и за такие деньги!»). Что тут можно сказать? Существует в мировой культуре феномен труппы «Монти Пайтон», и их юмор тоже нравится далеко не всем. Так же и с Мелом Бруксом. Хочет того зритель, пришедший в Et Cetera, или нет, но феномен Мела Брукса тоже уже стал частью культурного пласта второй половины двадцатого века. Шутки про евреев, Гитлера и геев были всегда и не являются для сегодняшней публики столь уж шокирующими, а театр Et Cetera лишь умело, со вкусом и по лекалам Брукса их воспроизводит. Я очень рад, что хотя бы в «Продюсерах» на российскую сцену вышел Гитлер, над которым можно посмеяться, не оглядываясь ни на кого. По-моему, это ничуть не мешает ни здоровому патриотизму, ни национальному самосознанию, ни здоровью, ни уж тем более чувству юмора.

Возвращаясь к теме мюзиклов и подытоживая сказанное ранее, могу с уверенностью сказать, что «Продюсеры» — хит нынешнего сезона (а могли бы стать и хитом предыдущего, если бы давали больше представлений!), и я всячески рекомендую его к просмотру всем моим взрослым читателям. Это мюзикл не для детей и, возможно, не для самого старшего поколения, но если отбросить мысли о содержании, то по форме он являет собой чрезвычайно удачный опыт постановки настоящего бродвейского мюзикла в российском репертуарном театре.

P. S. Большое спасибо Юрию Мазихину за приглашение и Ольге Нетупской за доброжелательность!

P. P. S. Перевод либретто и режиссура, очевидно, заслуживают отдельного поста. Ждите продолжения!

Ссылки по теме:
Официальный сайт театра Et Cetera (зрительский форум, схема зала, заказ билетов)
Официальный сайт мюзикла «Продюсеры» (содержание, персоналии, фото)
Юрий Мазихин, исполнитель роли Макса Бьялостока

Комментариев нет: