среда, 4 ноября 2009 г.

Смерть жирафа

Постановка Дмитрия Крымова
Школа драматического искусства (на сцене Пятой студии на Поварской)
30 октября 2009 года

Так получилось, что на этот спектакль я попал практически случайно по приглашению Айны, а до этого умудрился краем глаза во всевозможных лентах прочитать первые рецензии на «Смерть жирафа», поэтому перед началом спектакля заставил себя забыть о прочитанном и постарался «включить зрителя». Тем не менее, сейчас чужие слова снова пытаются просочиться в мой текст, поэтому постараюсь быть кратким и говорить о том, что виделось мне.

Первым восторгом было то обстоятельство, что я ни разу не был в здании на Поварской, а потому с интересом изучал этот театральный подвал, коридоры, узкие лестницы и прочие запоминающиеся атрибуты. Практически мгновенно создалась атмосфера театра off-Broadway, кулуарности и уюта. Последнему обстоятельству мы обязаны чайнику, периодически кипящему перед началом действия.

Дабы не утомлять читателей пересказыванием сюжета, расскажу о смерти и похоронах. Жираф, жизнь которого на первый взгляд, рискует оборваться в любую секунду, является центром цирковой арены, по которой расхаживают лучшие представители российского (или советского) цирка. Среди этой громогласной суеты он и не выдерживает равновесия, падает, погибает.

А дальше начинаются флешбеки, представляющие из себя рассказы людей из похоронной процессии. В ней находятся: любовница Жирафа (по мнению которой «женщина не может быть гением»), сын Жирафа (они «родом из Таганрога»), жена Жирафа (которая расскажет, как вам нужно готовить котлеты), странная восточного вида плакальщица (которую мы будем подозревать то в терроризме, то в бесконечной любви к также погибшему мужу), одноногий клоун (коллега по советскому цирку), похоронный музыкант (служил в советской армии, работал таксистом в Нью-Йорке) и в качестве постскриптума — французская фотожурналистка (60 лет, сделала знаменитую фотографию). Система образов показалась мне именно метафоричной, то есть про Жирафа я сделал вывод, что он был цирковым гимнастом, а также мужем, отцом, другом и коллегой (читая рецензии, я видел совсем другой взгляд на все это). Иначе мне не вполне ясно, почему эти люди собрались там вместе.


Фото из спектакля. Фотограф — Наталия Чебан. Источник: http://info.sdart.ru/

Спектакль идет с подзаголовком «коллективное сочинение», это значит что актеры сами придумывали свои монологи. В плане текста первые три монолога иронизируют над стилем раннего Гришковца, который, безусловно, знаком театралам. Особенно четко это видно в речи сына, изобилующей бытовыми подробностями того, как хорошо ему было с папой. Прозы жизни добавляет жена, которая четко сортирует котлеты и мух на странной убогой кухне первого этажа. Таким образом, первая часть представляет собой внутреннюю, интимную часть воспоминаний о герое спектакля.

Переходным звеном между внутренним и внешним миром является женщина, которая явно случайно (или нет?) оказалась на похоронах, и у которой в сумке куча странных приправ и огромный клубок подозрительных проводов. Тема любви приобретает оттенок всеобщей глобализации, когда она слушает любимую песню своего погибшего мужа сквозь динамики мобильного телефона. Тем временем на заднем плане периодически включаются видеинсталляции похорон разных птиц и рыб, что, видимо, символизирует неизбежность скорых похорон Жирафа.

Одноногий клоун олицетворяет суровую реальность жизни. Он рассказывает несколько анекдотов из общей с Жирафом коллекции (при помощи колоды карточек и небольшого количества гелия), а потом просто встает и без тени смущения практически возле могилы покойного поет гимн советскому цирку, который отнял жизнь у Жирафа и ногу клоуна — бывшего гимнаста. Несправедливость жизни, ее жестокость проникают сквозь победоносные фанфары громко звучащего марша. Казалось бы, на этом церемония должна закончиться, но есть что еще сказать у двух совсем отвлеченных персонажей — похоронного музыканта, который хоронил известного боксера и, не умея водить, сел за руль такси в Нью-Йорке, а также французской журналистки, которая всячески напоминает вам, как она на протяжении всех похорон буквально парой жестов создавала образ журналистки.

Сходите на этот спектакль, вы получите немало удовольствия от животных в цирке и от большого количества деталей. Да и просто как зритель, которому на этом спектакле очень рады.

Ссылки по теме:
Страница спектакля на официальном сайте ШДИ (фотографии, рецензии)

Комментариев нет: