среда, 5 ноября 2008 г.

Ho there, young guslyar!

Николай Римский-Корсаков "Садко"
Санкт-Петербург, Мариинский театр
2 ноября 2008 года (утро)



Совпадения

Опять же благодаря благоприятному стечению обстоятельств во второй и крайний день пребывания в Петербурге я посетил Мариинский театр, где днём давали "Садко". Я не большой знаток оперы, однако ария "Заиграйте, мои гусельки" была одной из лучших в моём репертуаре в пору профессиональных занятий вокалом. Билеты были раскуплены почти полностью, однако мне удалось купить один из последних в первом ряду балкона третьего яруса (это и есть широкоизвестный "раёк" или "галёрка") - кстати, очень рекомендую кассу Мариинского театра, расположенную в здании Гостиного двора (вход с угла возле входа на станцию метро "Невский проспект"), именно в ней я успел приобрести свой.

Проснувшись утром в квартире на улице Достоевского я прогулялся по холодному, но залитому солнцем утреннему Петербургу до Сенной площади, а дальше вместе с толпой зрителей штурмовал маршрутку до Театральной площади. Ещё раз сумел по достоинству оценить архитектуру и планировку здания. Разные социальные классы не имеют возможности пересечься внутри театра - у моей галёрки был отдельный вход и гардероб, можно было лишь обозревать расположенный далеко внизу партер и сидящее в нём высшее сословие.


Вид с балкона третьего яруса на партер и оркестровую яму

С другой стороны, само существование "райка" олицетворяет концепцию доступности искусства для всех даже во времена разграничений. Сегодня, конечно, можно купить билет и в партер, но, согласитесь, всё равно не каждый может себе это позволить. Сегодня такое разделение даёт ряд преимуществ - отдельный гардероб, отсутствие очереди в буфете во время антракта.

О спектакле

Оперу нужно слушать, а уже потом смотреть. Здесь на первый план выходят музыкальная и вокальная составляющие. В этом смысле особенно честными я считаю концертные исполнения, когда на сцене находится оркестр, а солисты и хор выступают без декораций и театральных костюмов. Однако такое зрелище было бы неинтересно широкой публике и производило бы новых адептов оперы. Поэтому декорации монументальные, яркие, огромный хор и солисты одеты в красочные полусказочные костюмы. Всё это работает уже много лет по принципу: солисты - отдельно, хор - отдельно, балет - отдельно. И вот это мне как любителю мюзиклов было наблюдать интересно. Составные части, синтез которых ещё не произошёл. Пение без микрофонов, только акустика зала и собственные силы. До прихода технических составляющих звука только на это и полагались.

Постановка классическая, без какого-либо эпатажа. Отличные костюмы. Отличные декорации по эскизам Константина Коровина к постановке 1920 года. Слова хора были понятны процентов на восемьдесят, исключения составляли действительно сложные моменты в либретто, которые не так-то легко спеть. К слову сказать, над сценой во время спектакля показывали титры на английском языке, которые почти всё время соответствовали вокальным репликам на сцене. Это было забавно, начиная с фразы "Ho there, young guslyar!" ("Гой же ты, молодой гусляр!") и заканчивая "...didn't pay duties and taxes" ("Не платил мне дани-пошлины."). Так как сейчас в ходу заимствованные слова, опера при чтении англоязычных титров обретала современное звучание и значение.

Мне очень понравился исполнитель роли Садко Виктор Луцюк. Чудесная дикция, мощный голос. И вид уверенный в себе, даже наглый - характер Садка в опере именно такой, особенно хорошо он раскрывается в сцене с нахождением золота в Ильмень-озере. Интонации и лиричные в любовных сценах с Волховой, и залихвастские в "Лёли-лёли, лебеди". Жену Садка Любаву Буслаевну пела Надежда Сердюк - распелась она только ко второму действию. Но характер героини точно смогла передать. Царевна Волхова (Марина Шагуч) была очень убедительна вокально. Все три заморских гостя были великолепны - варяжский (Алексей Тановицкий), индийский (Даниил Штода) и веденецкий (Владимир Мороз).

Знаете, что такое красота? Это когда после величественной северной и суровой арии варяжского гостя следует окутанная тайной и ореолом чань-буддизма великолепная по своей мелодике и беспроигрышная ария индийского гостя. А если она ещё без лишней патетики исполнена чистым голосом... Ах!


Ария индийского гостя в исполнении Гегама Григоряна, 1994 год, Мариинский театр

Ещё очень хочу отметить исполнителя роли Видения Николая Путилина - он не появляется на сцене, а исполняет свою арию, видимо, стоя в Императорской ложе, то есть буквально парой этажей ниже места, где я сидел, отчего звучание было особенно берущим за душу.

Эта опера стала у меня первой посмотренной в нынешнем сезоне. Удачный дебют, как мне кажется. Почти четыре часа на одном дыхании.

О публике

В Мариинском театре не установлены "глушилки" вызовов мобильных телефонов, как в "александринке", поэтому несколько раз во время спектакля мы слушали музыку, не принадлежащую перу Римского-Корсакова (в том числе и на моей любимой арии "Заиграйте, мои гусельки!", в этот момент мне хотелось выпрыгнуть с балкона и в полёте удушить владельца тренькающего телефона). Кроме того, именно на нашем ярусе сидели зрители, которые привели с собой на оперу маленьких детей. Я помню, как меня в раннем детстве водили в оперу или на балет. Ну ведь никакого кайфа! Сидишь, кресло неудобное, и музыка непонятная играет. Ну и зачем детей приводить??? Ладно, я ещё в детстве был молчаливый, со мной никаких проблем, но эти-то орут и перекрывают своими воплями божественные звуки, льющиеся со сцены и из оркестра, видного как на ладони.

Лирическое отступление

Ещё было много туристов и гостей города. Возле меня сидела девушка, которая в итоге во втором антракте заговорила со мной по-английски, заинтересовавшись тем, что я пишу в своём театральном блокноте. Я сказал, что приехал из Москвы, на что услышал вопрос, не работаю ли я в каком-нибудь театре, и в который раз смотрю оперу "Садко" в постановке Мариинки. Пришлось употребить нелюбимое мною слово blogger, чтобы охарактеризовать свою кипучую деятельность. Видимо, чудесный бинокль на золотой цепочке, приобретённый накануне в магазине Александринского театра, добавил моему виду представительности :)))

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Ссылки по теме:
Мариинский театр
Либретто оперы "Садко"

Комментариев нет: