среда, 4 августа 2010 г.

Every family has one

The Addams Family
August, 3d, 2010, Lunt-Fontanne Theatre

В первый раз за поездку оказавшись на Таймс-сквер, я обратил внимание на плакат с именем одного из моих любимейших артистов американского музыкального театра — Натана Лейна. Покупка билетов на «Семейку Аддамсов» не заставила себя ждать. Как меня заверили, играет мистер Лейн ежедневно, в поте лица, без выходных до конца августа. Я вооружился фотоаппаратом, маркером, диктофоном — и наведался в театр Лант-Фонтэйн.

Спектакль (как и весь культурно-медийный пласт, связанный с этой семейкой) основан на рисованных историях из журнала «Нью-Йоркер», созданных художником Чарьзом Аддамсом (1912-1988). Сюжет строится на том, что Веднесдэй выросла, у нее появился бойфренд, они втайне хотят пожениться (привет «Мамма мии», задавшей подобный тон на Бродвее), но проблема, как вы понимаете, в том, что мальчик из обычной американской семьи из Огайо, ну а Аддамсы — ненормальные со странными наклонностями личности, живущие в развалине прямо посреди Центрального парка (сразу замечу, что в сценах, где присутствует отдаленный нью-йоркский пейзаж, работает совершенно великолепный задник, изображающий ночные дома с мерцающими окнами на восточной границе парка под огромным ночным небом). Все пытаются по мере сил стать «нормальными», но по словам одного из персонажей спектакля — Define normal, дайте определение нормальности.

Как может выехать такой незамысловатый сюжет с совершенно очевидным конфликтом отцов и детей? Во-первых нужно устроить цирк с фокусами. Подобное я уже видел в мюзикле «Мэри Поппинс», где старенький, в общем-то, музыкальный материал был оживлен в процессе различными техническими уловками вроде появляющихся из ниоткуда клумб, оживающих статуй и прочей дорогой сценической машинерией. В истории Аддамсов, безусловно, есть где разгуляться: тут тебе и рука, и волосатый монстр, и кроватное чудище Пагсли, и огромный осьминог, живущий в подвалах дома. Декорации меняются довольно быстро и эффектно — вот большой холл в доме, а вот парковые качели на холме с восхитительной панорамой, или ночное небо, по которому летает (да, по-настоящему летает!) дядюшка Фестер в своем стремлении дотянуться до луны.

Во-вторых, нужны звезды. Конечно, имя Натана Лейна на афише (а также Биби Нойвирт) притягивает зрителей. Об их игре чуть позже, а пока хочу заметить, что остальная команда — настоящие бродвейские звезды, и это очень хорошо заметно на сцене. (Тут я позволю себе небольшое отступление — практически все основные артисты в отсмотренном мной «Призраке оперы» не имели за плечами более двух бродвейских шоу, а в «Аддамсах» у каждого — прямо-таки ворох ролей, и это явно показатель!) Их опыт позволяет им ежедневно, с видимой легкостью замечательно исполнять свои роли. Понравились мне совершенно все из актерского ансамбля за исключением разве что того самого мальчика-бойфренда Лукаса Байнеке (Уэсли Тейлор), правда, у него и роль не ахти как прописана, многие мотивации просто убиты сценарием, да и музыкальный материал у них на пару с возлюбленной не блещет.

Мела Байнеке, отца бойфренда играет Теренс Манн, у которого за плечами как минимум Рам-Там-Таггер, Жавер и Чудовище. Сильный актер в довольно комичной роли. С ним на пару Кэроли Кармелло, обладательница мощного и красивого голоса, которая тоже успела сыграть свою Донну. Совершенно комические роли, требующие большой выдержки.

Сама семейка представлена бабулей (Джеки Хоффман), сыночком Пагсли (замена в основном составе, Мэттью Гамли, он еще и во втором составе «Мэри Поппинс» играет, звезда!) и слугой Лёрчем (Захари Джеймс). Этот ансамбль играет слаженно, каждый отдельный исполнитель блистает в общих и сольных сценах. Повзрослевшая Веднесдей (Криста Родригез), возможно, выглядит немного переросшей, и ее роль кажется наиболее искусственной в общем контексте — нашла какого-то совершенно серого парня и тащит в дом. Дядюшка Фестер (Кевин Чемберлен) стоит немного особняком, он играет роль рассказчика в спектакле, и главная его тема — любовь, к которой он стремится привести всех обитателей дома. Сам же он любит луну, поет ей серенады, летает во сне, а в финале спектакля улетает на ракете к своей возлюбленной.

Что касается игры двух главных (вынесенных на афишу) актеров этой постановки, то они, безусловно, делают ей кассу и показывают настоящий класс. Возможно, у кого-то после известных фильмов возникают сомнения, как такой крупный мужчина, как Натан Лейн, может сыграть мачо Гомеза Аддамса, но в этой роли главным является не мачизм, а его бесконечная любовь к Мортише. Он очень органичен в роли любящего мужа и отца семейства, и сколь это красиво, столь и смешно, ибо его Гомез говорит с итальянским акцентом, умопомрачительно обращается с рапирами, добр с домашними животными (вроде осьминога в подвале) и свято чтит семейный кодекс и традиции (предлагая играть в игру «Полное откровение» за общим столом). Фирменная улыбка мистера Лейна обезоруживает раз и навсегда, и зритель уже не может более ничего, как тоже улыбаться. Вокальные данные позволяют ему легко спеть любые арии, а пластика его просто поразительна (так всегда с хорошими крупными актерами), особенно, конечно, в финальной сцене танго во втором действии. Его партнерша Биби Нойвирт играет знойную и холодную одновременно любящую своего мужа женщину, млеющую от всего, что веет могильным холодом или трагедией. Любовная линия Гомеза и Мортиши настолько трогательна, что, безусловно, подталкивает зрителя на переосмысление собственных семейных ценностей. Мортиша ласкова с сыном, с пониманием относится к порыву дочери и, хотя в какой-то момент и холодна с Гомезом, не может скрыть своей любви. В танго (хотя там и пасодобль, и румба, и чего только нет) у нее замечательные танцевальные соло, эффектные па, и все это замечательно исполнено на пару с Лейном. Воистину, потрясающие актеры.

Забавно, между прочим, в музыкальной части прописаны этакие пародийные моменты на другие бродвейские мюзиклы — у Манна это был кусок из «Отверженных», у Лэйна местами были явные «Продюсеры». Этими ходами как бы подчеркивается общая вторичность музыки в таких спектаклях. Тут нужно именно делать шоу, играть и создавать интересную атмосферу, а оригинальность музыки не так важна (думаю, вы не раз ловили себя на этой мысли за прослушиванием записей некоторых бродвейских мюзиклов). Я не буду комментировать отдельные сцены, а просто рекомендую вам послушать аудиоверсию. Есть откровенно слабые музыкальные номера (дуэты Веднесдей и Лукаса, дуэт Гомеза и Веднесдей в саду), но в целом настроение легкого сумасшествия и черного юмора выдерживается. О юморе — это набор гэгов, довольно тонких при этом, ну или просто игра с залом (Гомез вопрошает, созданы ли его дочь и Лукас друг для друга, на что дядя Фестер начинает петь песню с бесконечным рефреном «созданы ли», например, «создан ли был Наполеон для Европы», «созданы ли были вот эти зрители для того, чтобы сидеть на балконе» и так далее) или просто игра с сюжетом (про бабулю, Гомез и Мортиша: «Твоя мать ведет себя просто омерзительно!» — «Я думал, что она твоя мать!»).

В результате спектакль легкий, веселый, трогательный и по-настоящему семейный. Именины души и все такое. Не удивлюсь, если сделают экранизацию этого мюзикла — будет на что посмотреть в кино.

После спектакля

На служебке рубилово просто страшное — никакого сравнения с Москвой. Там стоят специальные барьерчики, которыми ответственные сотрудники выстраивают дорогу к машине. Все общение с актерами происходит через барьерчики, в раздачу входит автограф (маркеры артисты выносят свои) и слова «Спасибо большое!» на реплику «Вы были великолепны!». В каких-то исключительных случаях и с не очень главными персонажами можно сфотографироваться. Кто-то уезжает на «Мерседесе», кто-то на метро, отдельные личности выносят свои складные велосипеды.

Юная звезда Мэттью Гамли за раздачей автографов

А вот Натан Лейн так и не вышел, хотя понятно, что толпа ждала его. Но толпе сказали, что мистер Лейн не выходит на служебный вход, и это так всегда. В связи с этим у меня два коротких вопроса: как же мистер Лейн перемещается из театра домой и обратно в театр, ну и конечно — что за фигня? Это даже не балалаевщина, когда по крайней мере часа полтора стоишь с надеждой, и с некоторой вероятностью получаешь свое. Это просто неуважение к поклонникам. Мои фанатские чувства оскорблены, хотя мне совершенно ясен весь этот рабочий момент. Зритель во мне совершенно справедливо продолжает ликовать. Внутренний актер торжественно обещает выходить к поклонникам и тратить на них некоторое количество нерабочего времени.

Взять автограф не удалось, сфотографироваться тем более, поэтому просто размещаю здесь афишу, на которой написана чистая правда. Увы, еще красноречивее был бы один из слоганов спектакля, который звучит как Every family has one, что на русский можно перевести как «в семье не без...».

Not so perfect after the show, Mr. Lane, not so perfect.

Хозяйке на заметку

Законы штата Нью-Йорк квалифицируют нелегальную фото- и видеозапись спектаклей как серьезное преступление, карающееся лишением свободы. Везде висят объявления, напоминающие об этом — в общем, фэны должны решать, что для них важнее — свобода или бутлег. В случае с «Аддамсами» эта тяжелая дилемма решилась обнаружением в сувенирном магазине официального диска с оригинальным составом (а потом — и на Jukebox’e). Также с удивлением выяснил, что еще есть закон штата Нью-Йорк, запрещающий пользование мобильным телефоном в театре. Теперь ожидаю возвращения друга-юриста, чтобы уточнить детали. Интересно!

P. S. Дабы не перегружать этот и без того затянувшийся пост информацией, обещаю, что еще вернусь к программке «Семейки Аддамсов», чтобы прояснить терминологию по части актеров на заменах. Там все немного сложнее и интереснее!

Ссылки по теме:
Официальный сайт мюзикла «Семейка Аддамс»
Original Cast на Jukebox

Подписаться на этот блог: RSS | Трансляция в ЖЖ

Комментариев нет: