вторник, 19 июля 2011 г.

Нью-йоркский "Русич"

Сегодня пересел на «Киевской» с Арбатско-Покровской на Кольцевую линию и зашел в поезд «Русич» с кондиционерами, следующий по внешнему контуру. Дальше произошел совершеннейший Нью-Йорк. Для того, чтобы были понятны фамилии, прочитайте про голоса в метро.

(голос Алексея Россошанского): Станцию «Парк культуры» поезд проследует без остановки.
(голос Юлии Романовой): Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Октябрьская».

Ок, едем дальше. На «Павелецкой» случилось вот что:

(Юлия Романова): Станция «Павелецкая». Переход на Замоскворецкую линию и выход к Павелецкому вокзалу.
(Россошанский): Уважаемые пассажиры, на станции «Курская» высадка из двух первых дверей головного вагона не производится. Приносим извинения за причиненные неудобства!
(Машинист): Уважаемый пассажиры, на станции «Таганская» переход на станцию «Марксистская» закрыт!
(Россошанский): Станцию «Парк культуры» поезд проследует без остановки.
(Юлия Романова): Осторожно, двери закрываются, следующая станция «Таганская».

У пассажиров в вагоне — когнитивный диссонанс. Две девушки смотрят на статусбар над дверями «Русича», одна другой говорит: «Что значит «Парк культуры» без остановки? МЫ ЖЕ ЕГО УЖЕ ПРОЕХАЛИ!» У остальных людей паника от всего услышанного, на бегущую строку они даже не смотрят.

 

А все потому, что в метро они не привыкли к такому количеству аудиоинформации о нюансах следования поезда, а также дублирования всего этого бегущей строкой. Наше метро много лет жило по линейным законам — в пределах одной линии можно было садиться в любой поезд в любую дверь (за исключением укороченных маршрутов в депо, но это объявлялось), и на любом поезде едешь в одинаковом направлении, люди привыкли к такому сервису. Потом появилось вилочное движение на Филевской линии (когда-то было еще на Замоскворецкой, Каховская линия была в ее составе, но там хотя бы пути отправления поездов разных направлений были разные), и до сих пор на «Киевской» Филевской линии можно наблюдать откровенно не втыкающих в происходящее обезумевших пассажиров, которым хочется подсказать, на каком поезде ехать.


Состав «Русич.4» на станции «Проспект мира». Фото: http://metromen.livejournal.com/24871.html

Сейчас на Кольцевой линии стали пускать удлиненные составы из пяти вагонов "Русич«.4 (да, те самые, с шестью дверями на одной стороне и холодным кондиционером внутри), в связи с чем пришлось провести работы по очистке платформ станций Кольцевой линии от разных строений, чтобы весь состав на них влезал. Платформы были в свое время построены перспективно длинные (162 метра = 8 вагонов старого мытищинского стандарта по 19166-19210 мм длины по сцепкам плюс немного пространства), но так как долгое время линия обслуживалась составами из шести «старых» вагонов, на неиспользуемых кусках были построены различные временные строения типа будок дежурной по станции или просто кладовок). На «Курской» так пока не получилось, причем только на внешнем контуре, скоро временную будку тоже уберут, но пока записали специальное объявление, которое ставят только в «Русичах».


Поезд G нью-йоркского метро на станции Bedford-Nostrand Avenues.

Почему Нью-Йорк? Помимо наличия в вагоне кондиционера нынешняя ситуация напомнила мне станцию South Ferry в 2005 году. Тогда для оборота поезда №1 использовалась старая станция с двумя путями, уложенными в дикой кривой с одной платформой, которой хватало на пять вагонов (в Нью-Йорке когда-то ходили составы из пяти трехдверных вагонов, потом перешли сразу на составы из десяти вагонов; теперь вместо описываемой мной кривой станции построили совершенно новую с островной платформой и оборотом по станционным путям), и поэтому машинист или автоинформатор всегда объявляли, что высадка-посадка осуществляется только из них. Метро Нью-Йорка гораздо старше московского, оно росло и перестраивалось под нужды города, поэтому там множество нюансов с закрытиями тоннелей, обрезкой и удлинением платформ, постоянными закрытиями участков линий на ремонт и перенаправлением поездов, поэтому там всегда можно услышать подобные объявления (добавьте к этому совершенно отличную от нашей американскую аудиовизуальную культуру, когда каждое событие и нюанс требует описания). Поэтому американец, если он не совсем овощ, проявляет интерес к бегущей строке, лампочке на схеме движения в вагоне. Процент же русских, которые смотрят на бегущую строку в вагоне и статусбар движения по маршруту, гораздо меньше, это для них не средство информации, а аттракцион и «картинки показывают».

Хотел рассказать только про аудиосообщения, но получилась телега про восприятие, ну или про метро.

Лето, жара, понимаете. Summertime, and the livin’ is easy.

Подписаться на этот блог: RSS | Трансляция в ЖЖ | Твиттер

2 комментария:

Yuriy комментирует...

http://diamondgeezer.blogspot.com/2011/06/ladies-and-gentlemen.html

Alexander Tugunov комментирует...

2 Yuriy
Честно признаюсь, что вдохновлялся я в том числе и этим постом гизера!