понедельник, 28 ноября 2011 г.

Театральный блокбастер: "Эраст Фандорин" в РАМТе

"Эраст Фандорин"
Российский академический молодежный театр
20 ноября 2011 года

Это безусловно тот спектакль, который можно назвать театральным блокбастером — идет уже десять лет и зрительский интерес к нему не ослабевает. Главный герой — мой любимый литературный персонаж. Сам спектакль я смотрю в восьмой раз. Казалось бы, волны популярности актера Красилова должны были превратить этот спектакль в подобие бездарной антрепризы из-за одного актера, но этого не происходит. Конечно, некоторые моменты вроде «Поедем, красотка, кататься», заточены именно на такого зрителя, который только и может сказать «О, это же из „Не родись красивой“ актер!», но спектакль не становится бенефисом (притом, что остальные актеры в этом спектакле не менее популярны среди широкой публики, либо театральной, либо сериальной).

Возможно, это до сих пор одна из самых удачных детективных постановок, идущая на сцене. Сам детективный каркас там в целом медленный и наивный, зато история рождения одного из самых элегантных суперменов русской литературы рассказана очень трогательно, так что у знакомых со всем циклом приключений фандорина просто обязаны наворачиваться слезы — что дальше ждет этого мальчика. У Красилова очень хорошо получается играть это местами смешное, местами наивное, местами захватывающее взросление. В спектакль вплетены пластические сцены: слежка, борьба за жизнь после ножевого ранения, первый выигрыш в карты, захватывающая погоня, сцена встречи с Лизой в покачивающемся вагоне поезда Санкт-Петербург — Москва. Все эти сцены Петр Красилов работает очень точно, не упрощая себе задачу (хотя публика в большинстве своем почему-то не понимает этого действительно хорошего постановочного решения), апофеоз — это сцена Эраста и Лизы, отображающая их детские фантазии друг о друге и предвосхищающая печальный финал «Азазеля».

Илья Исаев по-прежнему прекрасный, широкой души Зуров, главный вопрос которого: любить ее дальше или пристрелить. В дуэте с Красиловым они играют потрясащую историю мужской дружбы, от самого ее рождения до спасения друг друга от страшной смерти, и зная, что Зуров умрет очень скоро, уже в следующем после «Азазеля» «Турецком гамбите», еще больше любуешься этой историей внутри детективного сюжета. Евгений Редько, возможно, где-то пережимает и утрирует своего Бриллинга, но и тут крайне удачно ведет линию учителя Фандорина, все его приемы мы знаем заранее по будущим приключениям Фандорина, актер полностью соответствует сверхзадаче показать первого наставника и первого заклятого врага супергероя. Нина Дворжецкая в роли леди Эстер последовательна и рассудительна, на ее плечах — философские тексты о всеобщем благе, которого можно достичь с помощью всемирного заговора, который раскрывает и рушит везучий Фандорин, еще не понимая, на что нарвался.

Спектакль, порожденный легким и очень искусным детективом, сам продолжает дышать, каждый раз показывая взросление главного персонажа. Это один из первых спектаклей, с которых начался целый шлейф специальных проектов РАМТа: от дальнейшей работы с Акуниным в «Инь и Ян» до «Берега утопии» и «Рок-н-ролла» Стоппарда. Привнесение современных сюжетов и пьес на сцену не является в этом театре чем-то порочным или пошлым. Наоборот, РАМТ единственный среди московских репертуарных театров открыл способ рассказать популярную историю, не отдавая ее в сомнительную российскую сериальную или киноиндустрию, бережно храня дух автора (неслучайно Акунин так с ними подружился, что написал «Инь и ян» специально для постановки там, а также недвусмысленно намекает на РАМТ в романе «Весь мир театр» про опять-таки Фандорина).

Я уверен, что многим не понравился сериальный «Азазель», снятый Адабашьяном, и не только из-за Безрукова или Носкова, а из-за нелюбви именно к истории. В этом случае очень рекомендую сходить именно в РАМТ на «Фандорина». Сам возобновляю традицию раз в год посещать этот спектакль, чтобы проверять правильность своего видения Эраста Петровича.

Подписаться на этот блог: RSS | Трансляция в ЖЖ | Твиттер

Комментариев нет: