среда, 21 сентября 2011 г.

Еще одна проблема московских тротуаров

Помимо того, что в последние дни из пешеходных тротуаров пытаются сделать автостоянку, у Москвы давно сложилась еще одна проблема, связанная с ними. Это «летние» веранды. Казалось бы, по всем современным представлениям о живых улицах — чем больше веранд и заведений на первом этаже зданий, выходящих на улицу, тем она живее и удобнее для жизни. Но давайте разберемся, что происходит у нас.

Веранда на картинке выше принадлежит одному из ресторанов на Кутузовском проспекте. Она появилась только в этом сезоне, но заняла бОльшую часть пешеходной зоны, оставив узкий проход между собой и газоном. Цены в ресторане такие, что обычные прохожие не заходят на эту веранду, а посетители в основном приезжают на больших внедорожниках, которые паркуют «елочкой» на автобусной остановке неподалеку. Посетителям веранды наплевать, что происходит на улице, на которую она выходит, а значит эта веранда для улицы несет только отрицательный эффект — ни вклада в общественную безопасность, ни дополнительного пространства и смысла она не несет.

Еще один пример — совсем рядом. У этого ресторана не просто летняя веранда — это капитальное строение, которое построено прямо на тротуаре и стоит уже много лет. Пешеходам остается полоска шириной чуть больше метра.

Веранда совершенно закрыта от улицы, поэтому не вносит никакого вклада в удобство для жизни. Зато, очевидно, приносит доход своим владельцам.

Получается, что эти два заведения неизвестно по какой причине оккупировали общественное пространство, сделав его неудобным для людей, фактически выхватив из жизни улицы обширную территорию. Я уверен, что вы сами сможете назвать еще несколько подобных примеров в центре города, где даже широкие тротуары «съедаются» вот таким вот неконтролируемым самостроем.

При этом, как мне кажется, существуют какие-то нормы, определяющие конфигурацию веранды, ее архитектурный облик и ее существование в контексте пешеходной зоны или тротуара. Есть, в конце концов, здравый смысл, когда веранду делают так, чтобы она привлекала посетителей и не мешала передвижению. Вот хорошие примеры с Нового Арбата.

Про удобные общественные пространства продолжим потом, а пока неплохо было бы разобраться, на каком основании веранды появляются на тротуарах. Понятно, что там есть договор аренды, но вот как оговариваются размеры веранд — вопрос.

Я сегодня краток, продолжаю читать чудесную книжку Джейн Джекобс «Смерть и жизнь больших американских городов», набираюсь вдохновения. Неделя городской мобильности продолжается, не забудьте в субботу принять участие в мегавелопробеге.

Подписаться на этот блог: RSS | Трансляция в ЖЖ | Твиттер

Ссылки по теме:
Про Неделю альтернативных видов транспорта
Gehl Architects знают об общественных пространствах все

Комментариев нет: