Pina
12 августа, «35 мм»
Для меня важно, как Вендерс строит историю приношения Пине Бауш от лица всей труппы. К сожалению, ни в один из приездов этого коллектива в Москву (на чеховский фестиваль они, кажется, приезжали несколько раз) я не видел их спектакли, поэтому судить об их творчестве могу только по фильму. В картине есть баланс между линией приношения и линией собственно танца. Каждый танцор говорит свои слова, адресованные ушедшему педагогу, соратнику, другу, при этом мы постоянно видим знаменитые отрывки из постановок театра.
Проникновение кинозрителя за кулисы выглядит натуралистично, можно потрогать колышущийся занавес, встать на такое место на сцене, куда зрителя никогда бы не пустили ни на репетиции, ни на представлении. Выигрыш объемного (условно) кино — как раз в этих вкусных проникновениях в процесс, который сложно ощутить, сидя на галерке во время фестивального показа, на который ты с таким трудом раздобыл билет.
Настоящий объем фильму придает не технология съемки и обработки изображения, а единство места и действия (время здесь повинуется лишь условно, мы видим архивные кадры с участием Пины Бауш, которые присутствуют как бы во внутреннем кинотеатре и одновременно в жесткой склейке с номерами, которые артисты исполняют уже без своего руководителя), большинство номеров мы видим такими, как если бы смотрели их со сцены Tanztheater Wuppertal, но при этом посредством монтажа мы постоянно переносимся в разные точки Вупперталя, то на завод, то в городской парк, то на терриконы где-то в пригороде, то на отвалы песчаного карьера.
Настоящим хребтом всей этой пластической городской истории является знаменитый старинный вуппертальский монорельс, в вагонах, на станциях и в оборотном депо которого исполнено большое число отдельных номеров. Город и творческое пространство труппы отождествляются не только художественным решением фильма, но и исторически, из актерского рассказа ясно, что они каждое утро встречались на одной из станций монорельсовой дороги, пили кофе с бутербродами, а затем шли придумывать и репетировать до поздней ночи. Транспортная артерия города — город отождествляется с труппой —итого направляющая фильма.
Тема поколений в творческом коллективе тоже решена достаточно изящно с помощью монтажа одной и той же сцены, сыгранной тремя составами актеров: молодняк — основной костяк — приглашенные пожилые актеры. Сама труппа яркая, разноплановая, интернациональная. Моя бабушка после просмотра этого фильма сказала, что ей не нравятся, как эти некрасивые люди двигаются. Слишком нервно и отрывисто, зачем-то опрокидывают стулья. Что понравилось бабушке, так это танец на фоне огромного комбината, а еще движение, олицетворяющее радость (жест, олицетворяющий радость движения, тонкость перевода тут важна).
На мой взгляд, артисты всем своим естеством, и даже тем, как они смотрятся на большом экране в кинотеатре, подтверждают главный тезис Пины Бауш: «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет.» Основная движущая сила — голая, яркая, саднящая человеческая страсть, наверно потому короткий эпизод с движением радости так выделяется на фоне остального фильма. Возможно, на восприятие влияет и то, что это фильм-приношение, о таком педагоге нельзя говорить без определенного творческого надрыва (но надрыв идет от артистов, а не от режиссера, который как раз умело компенсирует его с помощью отождествления театра с городом). В любом случае пластика и хореография театра танца Вупперталь никого не оставит равнодушным.
Подписаться на этот блог: RSS | Трансляция в ЖЖ | Твиттер
Комментариев нет:
Отправить комментарий