среда, 1 декабря 2010 г.

Inordinary Musical

Мюзикл «Обыкновенное чудо»
12, 15, 19 октября, 5, 25 ноября 2010 года
Театральный центр на Дубровке

Увертюра. Personal Miracle

Да простят читатели мне категоричность, но до этого момента о «Чуде» я не мог написать сколь бы то ни было хвалебных отзывов, хотя уже посмотрел спектакль несколько раз с момента первых предпоказов. Ругали спектакль много, подробно, ругал и я, но мне не хотелось выносить свои замечания за пределы околомюзиклового сообщества. Надо признать, что в данном случае я был заинтересованным лицом, желая проекту только успеха и несколько авансом выражая к нему свою любовь несмотря на технические моменты.

В Москве еще не было подобного спектакля и мюзикла. Сложности с характеристикой жанра возникли сразу, когда я увидел многочисленные драматические сцены, между которыми происходили музыкальные номера. По сравнению с sing-through «Норд-Остом», насыщенными музыкой «Кошками», «Мамма Мией», поп-операми «Нотр-Дам» и «Монте-Кристо», даже с волшебной сказкой «Красавицы и чудовища» в «Обыкновенном чуде» наблюдалось количественное превосходство драматических кусков над музыкальными. Сгоряча хотелось даже назвать его «музыкальным спектаклем», потому что по моим представлениям мюзикл должен быть более плотно укомплектован содержательными и сюжетными ариями и хорами.

Спектакль появился на свет не то, чтобы недоношенным, просто чисто житейские условия первых дней и недель его существования оказались уж очень суматошными, местами совсем неподходящими для здорового роста и развития. Неотлаженная сценическая машинерия, огромные проблемы со звуком — это резало глаз и слух людям, которые хотели видеть во всем этом настоящее чудо, но при всем желании не получалось. Изобилуя огромным количеством нюансов, весь режиссерский замысел вылезал за пределы восприятия просто по хронометражу, оставляя большое количество вопросов и бытовую зрительскую усталость.

 
Первая читка. Фото: chudo-musical.ru

Но у спектакля оказались умные и опытные родители. Процесс отладки, подкручивания, сокращения происходил прямо на моих глазах, и я могу сказать, что за весь период своей заинтересованности мюзиклами не делал столь интересных наблюдений, которые довелось сделать в случае с «Чудом». Спектакль начинал складываться, дышать, двигаться, а я не без помощи специалистов в области музыкального театра не только пересмотрел свои взгляды на этот процесс, но и смог глубже уяснить основной смысл жанра, который мы называем мюзиклом.

Наверно, это слишком примитивно звучит, а также может быть распространено на весь театр вообще, но в мюзикле в виду задействованных музыкальных механизмов для рассказывания истории очень важным является ежедневная самостоятельная жизнь спектакля, его дыхание. Именно поэтому используется живой оркестр, дорогущие микрофоны и прочее оборудование — важно, что происходит здесь и сейчас, важно, что каждый раз творится совершенно уникальная история. Раньше мне казалось более важным то, что мюзикл существует на четко проложенных рельсах ежедневного показа, когда есть вполне конкретные мизансцены, диалоги и трюки, которые должны неукоснительно соблюдаться, и в этом его сила. Теперь же благодаря удивительному примеру «Обыкновенного чуда» я понимаю, что это не более, чем «кухня», техническая основа для того, чтобы спектаклю ничто не мешало дышать и развиваться. Возможно, «Чудо» своим необыкновенным в новой истории российского мюзикла примером первым доказало справедливость этого положения.

Действие. Inordinary Acting

 
Эмилия - Оксана Костецкая, Эмиль - Павел Рассудов. Фото: chudo-musical.ru

Прелесть «Чуда» для искушенного зрителя состоит в актерском составе. С одной стороны, очень много новых лиц, до этого спектакля в мюзикловом мире себя не проявлявших. С другой стороны — присутствие совершенно ударного состава настоящих звезд с именем. Игорь Балалаев и Петр Маркин попеременно играют Волшебника. Ирина Линдт и Элена Денисенко — соответственно, жену Волшебника. Юрий Мазихин — Король. Виктор Добронравов — Администратор. Оксана Костецкая и Елена Чарквиани — Эмилия. Павел Рассудов и Владимир Халтурин — Эмиль. Это некоторое первое и полуторное поколение мюзикловых актеров о которых потом, когда этот жанр станет гораздо более популярным и массовым, будут упоминать как о Майкле Кроуфорде, Эллен Пейдж, Джуди Денч, Карле Андерсоне и так далее. Но в «Чуде» и большое количество выдающихся «новичков», которые получили по-настоящему мюзикловые роли, сольные и ансамблевые, и за ними будущее, это поколение 2.0. Потрясающего Медведя делают и Павел Хрулев, и Павел Левкин, и Кирилл Запорожский, у каждого разный, у каждого столько интересного. Антон Эльдаров — великолепный, натуральный, естественный Администратор. Александр Рагулин — Волшебник, совершенно гениальная работа understudy. Не хочу даже перечислять и комментировать свои восторги, отличным показателем будет такой совет: идите на мюзикл, невзирая на состав (который при желании всегда можно посмотреть на неофициальном сайте, сделанном Basil Pro), спектакль набрал силу, набрал класс, а потому одинаково хорош на каждом своем показе.

Возможно, в этом мюзикле есть определенный перекос в сторону драматургии, но на то это и синтетический жанр, призванный порождать уникальные постановки. Даже набивший оскомину на многочисленных конкурсах монолог принцессы из финала пьесы здесь решен просто и здорово, как и сцена предчувствия смерти, и сцена признания Волшебника (тут уж извините, проникновеннее всех Балалаев). Драматическая часть здесь прекрасно обрамлена музыкальными фрагментами и прекрасным исполнением, и великолепными декорациями, и волшебным светом. Было бы нелепо, смешно и безрассудно пытаться описывать это словами. Но сделано это настолько ненавязчиво и вкусно, что вместе с отличным звучанием (для меня это важнее других вещей) делает посещение мюзикла обязательным для всех, кто любит театр.

 
Почти финальная сцена. Фото: chudo-musical.ru (фотограф - Юрий Богомаз)

Поход на «Обыкновенное чудо» — это самый лучший способ избавиться от всех страхов, играючи переосмыслить свои жизненные трудности, натурально расплакаться в финале — это подтверждают многие мои коллеги по околомюзикловому пространству. Я не знаю, что может быть лучше, чем подарить кому-то «Чудо» на Новый год и Рождество. И еще я очень рад, что совместными усилиями Театральный центр на Дубровке возвращается в записные книжки театралов, эта сцена достойна лучшего, и сейчас этот зал аккумулирует в своем особом пространстве все самое светлое и доброе, искренние эмоции зрителей, мастерство чудесных актеров — то, чего там очень не хватало с момента превью передвижной версии «Норд-Оста» в 2004 году.

Ссылки по теме:
Сайт мюзикла «Обыкновенное чудо»
Неофициальный сайт

Подписаться на этот блог: RSS | Трансляция в ЖЖ | Твиттер

P. S. Строго говоря, это даже не отзыв, а просто некоторая вольная летопись. Я готов в комментариях или любым другим способом ответить на вопросы, которые возникнут у читателей по поводу посещения «Чуда».

1 комментарий:

Станислав Збарасский комментирует...

А мне во всём мюзикле понравилось только две вещи: идея отделить всю сцену в отдельный овальный островок и оркестр (заметьте, даже не музыка).

Всё остальное я воспринял через призму «мне пообещали волшебную сказку про любовь, а подсунули чрезмерно яркий и нарочитый фарс»; иначе говоря, это всё я воспринял как «липу». Это даже если технические проблемы оставить в стороне.

Если идея создателей, которую они озвучили на встрече первой читки, не быть калькой с фильма, была мной понята, то я вижу, что они устремились от идеи фильма в противоположном направлении вообще, и ушли от него так далеко, как это возможно: получился слишком яркий фантик вместо конфеты в обёртке.

Я разочарован. И это при том, что я был поклонником «Норд-Оста». Я бы ещё много написал, но я такое вообще не люблю обсуждать прилюдно.