Фильм Валерия Тодоровского "Стиляги"
Сердце мюзикломана учащённо забилось в такт буквально с первыми аккордами перепевки песни "Доктор едет, едет" в исполнении Сергея Гармаша. То, о чём я размышлял уже давно, то есть о возможности постановки современного российского киномюзикла (новогодние унылые "мюзиклы" мы таковыми считать не будем, верно?), получило вполне реальное воплощение в фильме "Стиляги", которого я ждал последние четыре месяца после увиденных в обстановке повышенной секретности отдельных сцен из фильма (спасибо моим разносторонним друзьям!).
Вы, конечно, скажете, что несколько вставных музыкальных номеров ещё не делают из фильма мюзикла. Что стиляги "на самом деле были совсем другими", и вообще "вот мои родители были стилягами, и такого не было". Что в нём "нет идеологической направленности".
Давайте расставим все точки над i. Перед нами развлекательное кино, при этом - не калька с американского стандарта повествования о субкультурах (есть другие параллели, о них - через пару абзацев). Это красочный, добротно нарисованный и прекрасно изданный комикс, который приятно листать. Красивые, молодые и вполне соответствующие своей игрой материалу актёры, несколько звёзд в ролях персонажей старшего поколения плюс большинство нынешних студентов театральных вузов столицы в яркой и разноплановой массовке.
Что касается замечаний о "на самом деле" - задача фильма была не в создании реалистичных образов стиляг, а в сотворении новых персонажей, которых было бы приятно видеть сегодняшнему зрителю, причём как "из низов", так и "золотой молодёжи". Осовремененные стиляги выглядят очень привлекательно в свои ярких клетчатых пиджаках и полосатых носках (прямо с витрины недорогих трендовых магазинов в крупных торговых центрах), так вкусно пьют коктейли (на деле стоившие безумных денег) и поют и танцуют в духе Элвиса (стиля которого, привычного нам, во времена действия фильма ещё не было), что хочется это делать вместе с ними, сейчас и немедленно (к чему призывает вроде бы и непатетичный, но растянутый и бессодержательный финал). Такими - без экономических, психологических, политических и любых других проблем - их удобно видеть сегодня (тема репрессий жёстко связано лишь со старшим поколением в лице персонажа Леонида Ярмольника, угроза со стороны "киношных" комсомольцев в виде обрезания волос и галстуков - несерьёзна, а упоминание о высылках из Москвы в финале - недостаточно осязаемое). Что может вызвать бурю протеста от... а от кого?
Я убеждён, что тех, которые по-настоящему тусовали в 1955 году двадцатилетними, либо уже нет в живых, либо им, как это ни странно, семьдесят с чем-то лет, и было бы странно слышать протест от них - если они настоящие тусовщики, то они такими и останутся, и плевать им на ярлыки и переменчивую моду. Современные "правильные" стиляги, собирающиеся на вечеринки в клубах являют собой историческую реконструкцию, какой бы точной, весёлой и зажигательной она не была. Это "закрытые" сообщества, которым изменчивая мода опять же "по барабану". Придираться могут те, кто "был в тех местах", "стоял рядом", да вот только духу не хватило сделать шаг на пути к созданию собственного стиля. Зато теперь хвастливо могут открыть сундуки и что-нибудь из них достать, но и их хвастовство будет интересно лишь до тех пор, пока продержится мода.
Поэтому давайте просто полюбуемся фильмом с танцами и песнями. Песни, кстати, заслуживают отдельного упоминания. За основую были взяты отдельные актуальные с момента своего создания композиции: майковская "Я люблю буги-вуги", цоевская "Восьмиклассница", сукачёвская "Моя маленькая бейба", "Я то, что надо" группы "Браво" и даже чайфовская "Пусть всё будет так, как ты захочешь". Что интересно - все песни "на слуху", однако слова в них переделаны для фильма практически целиком. Тексты ненавязчивы и следуют некоторой серединной сюжетной канве между оригиналом песни и режиссёрской задумкой, что порой приводит к коллизиям вроде всё той же "Восьмиклассницы". Её мелодия является музыкальной темой главной героини Полли, а песня звучит с совершенно другими словами в момент единственной за фильм эротической сцены, благодаря которой существует возрастное ограничение на просмотр с 14 лет. И когда персонажи, лёжа в постели, вдруг похватывают непонятно откуда взявшийся припев про "Восьмиклассницу" - это выглядит по меньшей мере странно и вызывает вопросы, ведь героиня Акиньшиной явно на ученицу восьмого класса не походит. Ещё в фильме есть речитативный комплимент песни "Наутилуса" "Скованные одной цепью", от которой оставлены опять же лишь слова припева, ну и зажигательная, стильная трэш-пародия на песню группы "Виагра" под названием "Ему не нужна американская жена".
А теперь - обещанные аналогии. При просмотре фильма я вновь и вновь вспоминал о движении модов в Англии, а точнее - о его образе в фильме "Квадрофения". Он снят по одноимённой концертной рок-опере группы The Who, рассказывающей о нелёгкой судьбе парня, старающегося быть модом, ходящего на тусовки, употребляющего наркотики - и, как следствие - получившего психическое расстройство. Сравнивать движение модов и стиляг интересно, но уж очень длинный тогда получится отзыв. Скажу только, что принципы построения фильмов "Стиляги" и "Квадрофения" похожи. В каждом из них звучат песни, которые сами стиляги/моды совершенно точно не слушали, но которые отчасти несут на себе сюжетную и образную нагрузку. Есть персонаж, пытающийся разобраться в себе, но не в реальной жизни. Есть открытый финал. В "Квадрофении" быт и повседневность модов показаны очень реально, со всей грязью, кровью и злостью, но наверняка когда фильм вышёл на экраны, нашлось множество людей, которые заявили, что "всё было не так". Ну что же - фильмы о субкультурах жанр весьма специфический и его отличительными особенностями являются гнев/интерес фанатов и сиюминутные колыхания модных масс с целью выглядеть "как в кино". Однако хотелось бы всё же думать о "Стилягах" как о красочном, хорошо срежиссированном и сыгранном фильме с песнями и танцами.
Отдельное уважение вызывают подрисованные на компьютере виды Москвы пятидесятых, снятые на улицах Минска. Жаль, что не смогли нарисовать больше - тему сказочной Москвы, равно как и тему сказочного нарисованного Нью-Йорка можно было бы развить.
Ссылки по теме:
Официальный сайт фильма "Стиляги"
Монолог Прокопа из спектакля "Взрослая дочь молодого человека" в исполнении Александра Филиппенко (часть 1, часть 2) - смотреть обязательно.
Видео из ленинградской кинохроники, которое объяснит вам заголовок этого поста.
И просто познавательное чтиво.
Комментариев нет:
Отправить комментарий