Идея «третьего места», овладевшая умами многих, на деле является следствием дефицита пространства для работы и творчества в детстве. Когда общеобразовательная школа и учителя в ней работают строго от звонка до звонка и не предоставляют времени для дополнительного самовыражения и творчества детям, им просто некуда податься. Из-за этого в голову вкладывается стереотип о том, что это место, где меня принуждают что-то делать, тут жарко, неудобно, скучно. Если человеку потом еще не везет и с университетом (то есть это тоже не пространство для исследований и творчества, а просто какое-то грязное здание, где все учат никому не нужные предметы) — это конец.
В связи с тем, что у меня сразу со времен школы не было проблем с неформальным пространством для творчества, я категорически не понимаю той серьезности, с которой ведутся разговоры о «третьем месте», разводятся целые теории и делаются попытки бизнеса.
В школе у нас после окончания уроков (а это было в 15:40 или 16:20) еще случались дополнительные спецкурсы (мы должны были обязательно посещать как минимум один, но на свой вкус), при этом школьная столовая была гораздо большим, чем просто местом для организованного питания. Во-первых, там всегда была вкусная еда, не подогретые полуфабрикаты, а котлеты и пирожки, салаты, вкусный компот. Во-вторых, она не закрывалась по расписанию в 16 часов, а оставалась открытой, и даже ближе к шести вечера там можно было что-нибудь поесть, ну и конечно все это время свободные столы были предоставлены тем, кому они могли понадобиться. Кто-то учил латинские пословицы и поговорки, кто-то английский, кто-то конкурсные задачи по математике, готовясь к поступлению. Это было настоящее свободное творческое пространство. Вдобавок, в кабинетах всегда можно было посидеть после уроков, тоже занимаясь учебой или чем-то дополнительным.
Не всем везет со школой, хотя где, если не там, можно сравнительно легко организовать свободную для творчества и учебы зону. В МГУ, несмотря на очевидные инфраструктурные проблемы второго гуманитарного корпуса (перенаселенность этажей, отсутствие рекреаций с местами для работы, тесные и плохо вентилируемые аудитории), тоже всегда можно было найти место для того, чтобы спокойно посидеть и поколдовать над кодом или решить уравнение. Никто не закрывал двери корпусов в 18 часов (после этого времени идут некоторые спецкурсы для студентов плюс приходят слушатели подготовительных курсов)
Мораль такова: надо стараться устроить «третье место» в зоне «второго». При планировании мест для обучения это должно быть правилом. Ну а подобный бренд рабочего места нужно нести и в дальнейшую жизнь. Тогда мы никогда не станем заложниками идеи поработать на поле убогих «Кофе Хаузов» и «Шоколадниц» — работать там нельзя, творить тоже. С другой стороны, в нынешней ситуации поиски творческой среды могут приводить нас в музеи и библиотеки — и это очень интересный процесс. Действительно, давно ли вы в последний раз были в библиотеке, знаете ли вообще, где ближайшая?
Подписаться на этот блог: Facebook | Twitter | RSS | Трансляция в ЖЖ
Ссылки по теме:
Сайт с описанием «третьих мест» в Москве от Theory&Practice
Комментариев нет:
Отправить комментарий