вторник, 9 марта 2010 г.

Театральная машина

В лекции для проекта TED архитектор Джошуа Принс-Рэмес рассказывает о том, как он построил новое здание драматического театра Уайли на основе идеи, которая была основополагающей для старого здания театра, похожего на ангар: если для спектакля была нужна яма — ее копали прямо в земле под ангаром. То есть постановщики совершенно свободно распоряжались пространством, выходя за привычные массовому зрителю рамки «театральной» архитектуры. В конце лекции есть полминуты захватывающего видео трансформации этого театрального пространства. «Для этого требуется нажатие нескольких кнопок и всего пара человек. Всего пара,» — комментирует архитектор происходящее на экране.

Глядя на это здание, я могу теперь четко сформулировать, почему из всех сценических площадок Театрального института имени Бориса Щукина мне больше всего нравится та, что зовется сценой «Шаляпинский дом» (здесь располагалась в свое время так называемая «Шаляпинская студия», театральная школа, которую сам Федор Иванович консультировал в 1918-1919 годах). Она находится в здании на Большом Николопесковском переулке, стоящем почти напротив главного здания института.


Фото: htvs.ru

Это пространство удобно использовать как репетиционный зал для занятий, проводимых на режиссерском факультете (для них он, собственно, и отводится), но в то же время по вечерам здесь идут спектакли репертуара Учебного театра. Здесь можно выстроить и вполне привычную сцену с занавесом, а можно заставить играть даже отдельные части зала и подсобные помещения (до сих пор в памяти остается «Макбет», в котором на балконе сидела небольшая музыкальная группа, а ведьмы появлялись, смоля сигареты в заброшенном помещении бывшей звуковой рубки). Зрительские трибуны устроены по принципу аналогичных трибун в спортивных залах, их можно компактно убирать.

Трансформируемость — отличное свойство для этого конкретного зала. Оно вовсе не обязательно, а иногда даже и вредно для некоторых театральных площадок. Перед проектированием или хотя бы обустройством нужно четко понимать, какие функции будет выполнять зал, что в нем будет происходить. Примером безумия в этом плане является новая сцена московского театра Et Cetera, подробнее об этом как-нибудь в следующий раз.

Комментариев нет: