среда, 15 апреля 2009 г.

Екатерина Великая

"Екатерина Великая"
Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии
на сцене театре "Новая опера" в рамках фестиваля "Золотая маска"
14 апреля 2009 года

Программа фестиваля "Золотая Маска" в жанре оперетты и мюзикла ежегодно оставляет ощущение конфуза за жанр мюзикла в России. С одной стороны вроде бы присутствие подобных спектаклей в программе национальной театральной премии должно показывать, что мюзикл в России существует, что он может быть самобытным, поставленным в репертуарном театре и так далее. С другой стороны, конечный продукт всегда вызывает как минимум лёгкое чувство недоумения.


Мария Виненкова (принцесса Фике). Фото: goldenmask.ru

Первое действие "Екатерины Великой" в постановке Свердловского театра музкомедии вселило в меня надежду. Главным образом работа композитора (Сергей Дрезнин), потому что заимствования из известных мировых мюзиклов были ощутимы ровно настолько, чтобы о них вспомнить, но при этом признаться себе в том, что в этом месте они как нельзя кстати. Плюс в первом же акте в самом начале, а потом во время коронации и свадьбы звучат церковные хоры, которые тоже очень удачно вписываются в музыкальную канву спектакля. Солисты поют хорошо и даже местами очень хорошо, а исполнительница роли Екатерины (Нина Шамбер) выдаёт крепкий и характерный академический вокал. Хор поёт при этом невнятно и без какой-то особой цели - в этом минус факта постановки именно в театре музкомедии, потому как для оперетты такая невнятность, увы, привычное явление. Хороши и герои-мужчины, которые показывают чистый, красивый вокал. Есть и лирические, и громогласные арии, а также сцены, отражающие в той или иной степени ход российской истории и эпизоды восхождения Екатерины на престол. По всем канонам пред окончанием первого акта звучит ария главной героини-в-молодости (немецкой принцессы Фике в исполнении Марии Виненковой) со сменой актрисы, переходом в следующий возраст и завлением о том, что Екатерина всего добъётся (сравните с "И всё, что остаётся - лишь бороться и искать!" и "Боже правый, благодарю!" из соответствующих мюзиклов).

Сколь многообещающе было первое действие, столь и ужасно было второе (а я уж понадеялся). И там дело было не столько в композиторе и актёрах, сколь в либретто и режиссуре. Создалось впечатление что в первое отделение запихнули все удачные номера, а во втором собрали всё, что осталось, да и режиссёр махнул рукой на дальнейшее действие на сцене. Пошли невнятные песни про "сладкую водочку", про "кавалеров на пробу императрице" (с чудовищной и отвратительной скабрезностью, которая была достигнута отсутствием нормальной игры и режиссёрской воли). Далее, разумеется, нужно было обязательно вставить ни к селу, ни к городу рэп (куда без него отечественному мюзиклу!) в исполнении роты солдат Измайловского полка, перемежавшийся с мелодичной "солдатушки, бравы ребятушки", ну и апофеоз гражданского самосознания автора либретто - песню про то, что "не ворует только идиот".

А публика аплодировала.

Спектакль был показан с заявкой на победу, с напоминанием о немалом бюджете постановки, о приглашённом из Москвы режиссёре. А получилось всё равно мимо. В фестивальном пресс-релизе присутствуют слова Нины Чусовой: "В конце концов, это – наша история, и мы вправе сегодня представлять, как это было." Так вот - я категорически против таких представлений, что были во втором действии. Можно было учтивее отнестись к собственной истории, при этом не потеряв ни строчки либретто (и даже его улучшив), можно было обойтись без излишних скабрезностей, которые так безвкусно удаётся сыграть почти любому российскому театру (верно поступают те, кто не использует эти низкие приёмы), без наигранного панибратства со зрителем. Ведь в целом сюжет для мюзикла выбран удачный, и музыка (в исполнении живого оркестра - дирижёр Вячеслав Петушков, дирижёр-постановщик Борис Нодельман), и текст (стихи Александра Анно и Михаила Салтыкова, пьеса Михаила Рощина и Александра Анно). Актёры-мужчины Владимир Алексеев (Григорий Орлов) и Николай Капленко (Григорий Потёмкин) очень уверенно исполняли роли двух фаворитов, Владимир Фомин (номинация на лучшую мужскую роль в мюзикле) играл сначала Петра III, а потом и Павла I.


Владимир Фомин (Пётр III). Фото: goldenmask.ru

Но восхищаться игрой всех вышеперечисленных персонажей мешают сомнительная режиссура и непредсказуемость (и словесная невнятность) хора. При этом сам мюзикл, на мой взгляд, пригоден для постановки и за пределами Свердловского театра музыкальной комедии. Однако в нынешнем своём виде он до звания лучшего российского мюзикла прошлого сезона не дотягивает.

Ссылки по теме:
Фестиваль и премия "Золотая маска"
Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии
Официальный сайт мюзикла "Екатерина Великая"

P. S. На этот спектакль я собирался в основном из-за участия в нём Максима Новикова ("Норд-Ост", "Чикаго", "Монте-Кристо"), заявленного в роли графа Орлова. Долго угадывал состав, советовался со знающими людьми, на какое число брать билеты - и в результате всё равно играл не Новиков (а надо было смотреть его группу внимательней!). Ну да ладно, посмотрим видео с его участием из "Екатерины Великой":




Комментариев нет: