пятница, 20 февраля 2009 г.

Король и колпак, мудрец и дурак

"Король Лир"
18 февраля 2009 года
Театр "Сатирикон" имени Аркадия Райкина

О спектакле скажу вкратце - понравилось, при том что он казался невероятно неровным на всём своём протяжении. Первое действие показалось мне почему-то достаточно скучным, наверно, потому что основной экшн даже у Шекспира происходит во втором акте, когда каждому воздаётся, а уж по заслугам или нет, это другой вопрос. В целом он, несмотря на всевозможные выверты, представляет собой классическую постановку шекспировской пьесы.

Удивительно, что большую часть спектакля не чувствовался актёрский ансамбль. Каждая отдельная актёрская работа была замечательна (ну а как же иначе), но казалось, что все персонажи существуют в разных измерениях. Можно, конечно, подвести под это утверждение целую теорию о том, что система характеров является независимой в каждом своём узле и имеет своей целью добиться именно таких ощущений. Не знаю.

Лир в исполнении Константина Райкина в начале спектакля как будто находится при смерти, обрекая себя на скитания по кругам ада, сотворённым им своими руками для себя же. Сумасшедший старик с седой пышной щетиной из второго действия - куда более симпатичен зрителю, потому как опускается до примитивных норм и ценностей, чтобы извлечь из своего существования банальные истины, не видные с вершины королевского престола. Истины эти он обретает поздно, а потому финальная сцена с мёртвыми дочерьми, сидящими за фортепиано предостерегает нас от подобной нерасторопности, в результате которой трагический финал неотвратим. Блестящая актёрская работа. Денис Суханов в роли графа Глостера вынужден повиноваться изменившейся после рокового решения Лира системе и продолжает ей служить, но получает удар в спину от незаконнорожденного сына Эдмонда (Максим Аверин) - дьявола во плоти всего спектакля. Слепой Глостер, ведомый незаслуженно проклятым сыном Эдгаром (Артём Осипов) благороден даже в своей ничтожности, и этот образ запоминается зрителю. В ансамбле дочерей нарочно никого не буду выделять, их роль в этой истории больше декоративна. Роль шута также отдана женщине - и Елена Березнова справляется с нею самым приятным образом.

В итоге спектакль оставляет странное впечатление, уж точно не "стреляет", но наводит на зрелые размышления и это, наверно, его главная задача.

Ссылки по теме:
Театр Сатирикон - "Король Лир"

Комментариев нет: