вторник, 26 мая 2015 г.

Как сделать так, чтобы прокатило: прокат Velobike

Возможно, вы когда-нибудь пытались воспользоваться московским общественным велопрокатом «Велобайк». И почти наверняка, если вы пытались делать это спонтанно, у вас ничего не получалось. Сегодня я расскажу о своем опыте «взлома» этой странной системы и просвещу, как потратить меньше нервов и сразу начать ездить.


Фото: romasheda, блог Velonation (link)

Also, great minds think alike. Вчера в блоге #Velonation вышла хорошая практическая инструкция о том, как в реальности пользоваться велопрокатом, однако и там упущен один существенный момент, который может поставить в тупик. В общем, читайте там, читайте тут и набирайтесь знаний.

Проблема № 1: работа терминалов
Первое, с чем сталкивается радостный неофит, который хочет взять велосипед покататься, это отвратительного качества тачскрин на терминале возле автоматической велосипедной стоянки. Даже китайские планшеты реагируют на нажатие лучше. Кроме того, если прошел дождь и экран мокрый, сделать что-либо с ним не получится.

Так как стойка работает от солнечной батареи, терминалу требуется время для того, чтобы включиться. Некоторые терминалы не включаются вообще. Если вам повезло, и терминал выдал приветственную страницу, ваши мучения только начинаются.

Проблема № 2: смс-оповещение не работает
Для регистрации аккаунта требуется иметь электронный адрес и российский номер мобильного телефона. Вы вбиваете данные в поля и жмете кнопку «Регистрация», после чего мучительно ждете прихода на телефон смс с логином и паролем. Сэкономлю вам время: смс не придет. Одна должна прийти, но не приходит. Никому. Лучше сразу проверьте свою электронную почту с телефона, там есть письмо с этими данными. Что самое интересное, дальше, уже после оплаты тарифа, все смс исправно приходят, но вот эта первая и самая главная — нет. Из-за этого глюка многие потенциальные клиенты велопроката, промучавшись с плохим тачскрином и прождав минут десять, плюют и уходят, обещая себе больше никогда не связываться с системой «Велобайк».
Хозяйке на заметку: заранее заведите аккаунт на сайте «Велобайка», чтобы свести общение с терминалами к минимуму. Это бесплатно. Оплату тарифов также можно производить онлайн, ну а если вы спонтанный человек — поставьте себе приложение «Велобайка» на телефон. Но логин и пароль рекомендую держать в памяти телефона и на бумажке — даже приложение не хочет их запоминать и через раз требует ввода этих данных.
Проблема № 3: оплата банковскими картами
Если вы еще не ушли от терминала и решили через оплатить тариф банковской картой, то это выльется еще в десять-пятнадцать минут удивления и раздражения. Вроде бы на экране выставляется счет и даже списывается залог в 1000 рублей, но дальше система зависает, в результате оплата собственно тарифа не происходит, а потом и транзакция на 1000 рублей тоже отменяется банком. Выборка терминалов, на которых не проходила оплата ЛЮБЫМИ банковскими картами, в моей практике велика, поэтому я могу утверждать, что оплата картами на данный момент в терминалах НЕВОЗМОЖНА. Если у вас есть положительный опыт — поделитесь в комментариях с указаниями номера парковки.
UPD: как минимум одно сообщение об успешной оплате картой через терминал 0218 на "Фрунзенской". Сообщайте еще. Номера терминалов, где не принимаются карты: 0052, 0053, 0100, 0102, 0104, 0301, 0343.
Совет: оплатить тариф можно через сайт или приложение. Для этого нужно залогиниться. Дополнительное неудобство в том, что вводить реквизиты карты нужно ДВАЖДЫ — для оплаты залога и оплаты самого тарифа. Приложение карту не запоминает. Хотя, казалось бы, 2015 год на дворе.
Проблема № 4: плохое информационное обеспечение
Информация на терминале плохо считывается людьми, которые пытаются в ней разобраться. Им непонятно, как формируется тариф. Они видят изображение карты «Тройка», и им кажется, что велопрокат можно оплачивать с ее электронного кошелька. Это говорит о том, что информирование потенциальных пользователей системы организовано плохо. Ни плакаты, ни экраны терминалов не дают ответов, а лишь оставляют новые вопросы.
Хозяйке на заметку: карта «Тройка» может работать как ваш персональный ключ к велосипеду. Ее можно «привязать» к аккаунту, и в этом случае она будет заменять вам логин. При этом если карта вдруг не с вами — воспользоваться обычной парой @логин-pin" не получится. В этом случае нужно «отвязать» карту через приложение, сайт или терминал. На счет «Тройки» и проездные, записанные на ней, велопрокат никак не влияет, и наоборот.
Ну а дальше — нажимаете OK на панели на руле велосипеда и следуете инструкции. Когда есть аккаунт и все оплачено, пользоваться велопрокатом очень просто. Не забывайте правильно пристегивать велосипед в конце поездки — после пристегивания и нажатия кнопки OK должно появиться сообщение «Возврат ОК!» и характерный звуковой сигнал.

Резюмирую на данном этапе:
— заведите себе аккаунт на сайте и поставьте приложение на телефон — это бесплатно.
— захотите проехать — сможете оплатить банковской картой через приложение тариф и поехать
— терминал можно использовать для привязки карты «Тройка» к существующему аккаунту, для всего остального он слабо пригоден.
— если видите человека возле терминала, уткнувшегося в телефон и похожего на вопросительный знак — предложите помощь и расскажите о подводных камнях.

И напоследок — обращение к Департаменту транспорта и ответственным за систему «Велобайк». Ваша система недружественна к новым пользователям. Необходимо устранить все обозначенные ошибки, и тогда ей будут пользоваться. Сейчас же вы теряете множество платных клиентов, а москвичи — теряют время, хорошее настроение и терпение возле ваших неработающих терминалов. Эта ситуация выглядит абсурдно, как и многое другое из того, что вы делаете с общественным транспортом. Но, может быть, хотя бы с велосипедами вы сможете разобраться?

За прошедшее воскресенье я, просто пользуясь прокатом, привлек вам пять новых клиентов. Я рассказал им, как именно криво работает ваша система, и они смогли-таки зарегистрироваться и отдать вам деньги, а главное — взять велосипед и покататься по нашему чудесному городу.

И еще — хотелось бы написать «не благодарите», но лучше все-таки благодарите и исправляйте. А читателям я предлагаю разобраться самим и помочь окружающим.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

При этом если карта вдруг не с вами — воспользоваться обычной парой @логин-pin" не получится.
Это не правда, можно использовать в качестве логина ЛИБО привязанную карту "Тройка" ЛИБО ввести обычный логин вручную. Привязка карты Тройка к аккаунту просто дает дополнительную возможность авторизации, но не отменяет авторизацию по стандартному логину-паролю.

Анонимный комментирует...

На практике это не так. Если привязана тройка, то по логину всегда отклоняет операцию

artpodgotovka-blog комментирует...

Ещё такой глюк - если оставляешь велик на станции и хочешь сразу взять новый другой, то зачастую другой взять не получается: экранчик пишет "нет такого аккаунта" А взять тот-же велик опять можно. Это с картой тройка.